Татьяна Литвиненко
«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал!»
Испокон веку все поражало человека в Байкале. Страх перед необузданными силами стихии и почтение к необычному водоему всегда испытывали как местное население, так и пришедшие в Прибайкалье русские. До сих пор многочисленная категория людей, чья деятельность связана с Байкалом, прибрежное население в мыслях и наяву обращаются к нему не иначе как к морю. «Житие протопопа Аввакума» донесло до нас красочное и прочувственное описание Байкала, сделанное автором по возвращении из ссылки в конце июля 1662 года:
Публикация «„Байкаловедение“ (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
«. лотку починяя и парус скропав, чрез море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко, - или со сто, или с осмьдесят верст. Егда к берегу пристали, востала буря ветреная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около его горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Птиц зело много, гусей и лебедей, - по морю, яко снег,плавают. Рыба в нем - осетры и таймени, стерледи и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем: по окиане- море большом, живучи на Мезени, таких не видел.»
Цели:
1. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с природной достопримечательностью нашего региона – озером Байкал.
2. Развивать основы экологического сознания.
3. Бережное отношение к экосистеме озера.
4. Развивать эстетические чувства при восприятии красоты озера.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
6. Формировать желание охранять и беречь уникальность экосистемы озера.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания растений и животных.
2. Систематизировать, углублять, обобщать знания о Байкале.
3. Развивать познавательный интерес к обитателям Байкала.
4. Дать представления об экосистеме озера (взаимосвязи растительного и животного мира).
5. Дать представления о труде людей на Байкале, воспитывать уважение
к людям труда.
6. Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с Байкалом; желание слушать литературные произведения (стихи, сказки, легенды, загадки).
7. Дать знания об экологии озера, прогнозировать последствия негативного воздействия человека на экологию озера.
Объем представлений:
1. Закреплять знания о местонахождении озера Байкал на карте, его размерах, глубине;
о его названии.
2. Дать знания об особенностях климата: температура, влажность, ветры, их
направления, сила, скорость, влияющие на погоду.
3. Познакомить с зоопланктоном озера, крохотными животными (бактериями,
инфузориями) их строением, местом обитания, ролью в питании рачков, рыб, очищении байкальской воды и фитопланктоном – водорослями озера, глубиной их произрастания, потребности в свете, температуре. Знать роль водорослей в питании животных.
4. Познакомить с губками – фильтрами воды, их разновидностями, строением, местонахождением в озере.
5. Рассказать об эндемиках Байкала, знать некоторых из них - эпишура, голомянка, нерпа.
6. Знать некоторых рыб Байкала : омуль, хариус, сиг, бычки, живородящая голомянка.
7. Знать и называть насекомых Байкала (ручейники, комары-звонцы); птиц (серый
журавль, серая цапля, чомга или большая поганка).Отметить особенности питания, размножения в соответствии с сезонными изменениями.
8. Знать места обитания нерпы; пользу нерпы для человека; рост и развитие бельков; охрана нерпы.
9. Знать о профессиях людей на Байкале, их трудовой деятельности.
10. Знать правила поведения на Байкале.
Отношения:
Бережно относится к Байкалу, выполнять правила поведения, доступные природоохранительные акции вместе с родителями.
Учить выражать восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей озера. Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании природы озера
в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов.
Проявлять устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы озера.
Знать стихи, сказки, загадки об обитателях Байкала.
Уважать труд взрослых разных профессий по охране озера, его изучению.
Вместе со взрослыми выполнять доступные природоохранительные акции.
Вывешивать плакаты в местах отдыха, призывающие беречь чистую байкальскую воду :
- Чистая вода не терпит мусора!
- Ни соринки в воде!
- Сбережем байкальскую воду для людей планеты!
- Вода Байкала – природное богатство Сибири!
- Сохраним чистоту озера навсегда!
Познавательные умения :
1. Уметь называть и показывать озеро Байкал на карте; отмечая его
уникальность (древнее, самое глубокое); называть качества воды.
2. Уметь определять животных эндемиков Байкала среди других.
3. В процессе познания растительного и животного мира Байкала в
определенной среде обитания экспериментировать и применять опыты, с помощью которых можно делать несложные «открытия».
4. Отражать знания о Байкале в небольших связных рассказах,
в изобразительной, музыкально-театрализованной деятельности.
Результаты работы :
1. Собран большой фактический материал по байкаловедению и родному краю, в группе действует и регулярно пополняется выставка «Край мой, Сибирский» : календарями,
открытками, книгами, картами, картинами, дисками, детскими работами (рисунками, поделками).
2. Подобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки) и литература об экосистеме Байкала.
3. Собраны и изготовлены дидактические игры экологического содержания.
4. Созданы интересные презентации для детского просмотра:
• «Байкал – жемчужина Сибири!»
• «Народы Прибайкалья»
• «Лекарственные растения Сибири»
• «Моя Бурятия»
• «Животный и растительный мир Байкала»
• «Байкальские эндемики»
• «Култук – моя «малая Родина»
5. Расширился кругозор детей, усилился их интерес к изучению природы.
6. Дети стали более бережнее относиться к окружающей среде, к природе родного края, проявляют чувство гордости и восхищения озером, проявляют устойчивый познавательный интерес к познанию обитателей озера, его экологии.
7. Для родителей оформлены консультации, памятки, листовки «Защитим Байкал»,
«Байкальские эндемики», «Животный и растительный мир Байкала» и другие.
8. Проведены мероприятия по темам - «Байкал – жемчужина Сибири», «Наш край,
Прибайкалье», «Народы Прибайкалья», «Моя Бурятия», КВН – «Байкал – живая лаборатория,
а мы защитники Байкала», занимательная викторина – «Байкал – сердце Сибири, ее достопримечательность».