Лучший педагог года

«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)

Татьяна Литвиненко
«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)

«Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал!»

Испокон веку все поражало человека в Байкале. Страх перед необузданными силами стихии и почтение к необычному водоему всегда испытывали как местное население, так и пришедшие в Прибайкалье русские. До сих пор многочисленная категория людей, чья деятельность связана с Байкалом, прибрежное население в мыслях и наяву обращаются к нему не иначе как к морю. «Житие протопопа Аввакума» донесло до нас красочное и прочувственное описание Байкала, сделанное автором по возвращении из ссылки в конце июля 1662 года:

Публикация «„Байкаловедение“ (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)» размещена в разделах

«. лотку починяя и парус скропав, чрез море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко, - или со сто, или с осмьдесят верст. Егда к берегу пристали, востала буря ветреная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около его горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Птиц зело много, гусей и лебедей, - по морю, яко снег,плавают. Рыба в нем - осетры и таймени, стерледи и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем: по окиане- море большом, живучи на Мезени, таких не видел.»

Цели:

1. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с природной достопримечательностью нашего региона – озером Байкал.

2. Развивать основы экологического сознания.

3. Бережное отношение к экосистеме озера.

4. Развивать эстетические чувства при восприятии красоты озера.

5. Воспитывать любовь к родному краю.

6. Формировать желание охранять и беречь уникальность экосистемы озера.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания растений и животных.

2. Систематизировать, углублять, обобщать знания о Байкале.

3. Развивать познавательный интерес к обитателям Байкала.

4. Дать представления об экосистеме озера (взаимосвязи растительного и животного мира).

5. Дать представления о труде людей на Байкале, воспитывать уважение

к людям труда.

6. Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с Байкалом; желание слушать литературные произведения (стихи, сказки, легенды, загадки).

7. Дать знания об экологии озера, прогнозировать последствия негативного воздействия человека на экологию озера.

Объем представлений:

1. Закреплять знания о местонахождении озера Байкал на карте, его размерах, глубине;

о его названии.

2. Дать знания об особенностях климата: температура, влажность, ветры, их

направления, сила, скорость, влияющие на погоду.

3. Познакомить с зоопланктоном озера, крохотными животными (бактериями,

инфузориями) их строением, местом обитания, ролью в питании рачков, рыб, очищении байкальской воды и фитопланктоном – водорослями озера, глубиной их произрастания, потребности в свете, температуре. Знать роль водорослей в питании животных.

4. Познакомить с губками – фильтрами воды, их разновидностями, строением, местонахождением в озере.

5. Рассказать об эндемиках Байкала, знать некоторых из них - эпишура, голомянка, нерпа.

6. Знать некоторых рыб Байкала : омуль, хариус, сиг, бычки, живородящая голомянка.

7. Знать и называть насекомых Байкала (ручейники, комары-звонцы); птиц (серый

журавль, серая цапля, чомга или большая поганка).Отметить особенности питания, размножения в соответствии с сезонными изменениями.

8. Знать места обитания нерпы; пользу нерпы для человека; рост и развитие бельков; охрана нерпы.

9. Знать о профессиях людей на Байкале, их трудовой деятельности.

10. Знать правила поведения на Байкале.

Отношения:

Бережно относится к Байкалу, выполнять правила поведения, доступные природоохранительные акции вместе с родителями.

Учить выражать восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей озера. Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании природы озера

в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов.

Проявлять устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы озера.

Знать стихи, сказки, загадки об обитателях Байкала.

Уважать труд взрослых разных профессий по охране озера, его изучению.

Вместе со взрослыми выполнять доступные природоохранительные акции.

Вывешивать плакаты в местах отдыха, призывающие беречь чистую байкальскую воду :

- Чистая вода не терпит мусора!

- Ни соринки в воде!

- Сбережем байкальскую воду для людей планеты!

- Вода Байкала – природное богатство Сибири!

- Сохраним чистоту озера навсегда!

Познавательные умения :

1. Уметь называть и показывать озеро Байкал на карте; отмечая его

уникальность (древнее, самое глубокое); называть качества воды.

2. Уметь определять животных эндемиков Байкала среди других.

3. В процессе познания растительного и животного мира Байкала в

определенной среде обитания экспериментировать и применять опыты, с помощью которых можно делать несложные «открытия».

4. Отражать знания о Байкале в небольших связных рассказах,

в изобразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Результаты работы :

1. Собран большой фактический материал по байкаловедению и родному краю, в группе действует и регулярно пополняется выставка «Край мой, Сибирский» : календарями,

открытками, книгами, картами, картинами, дисками, детскими работами (рисунками, поделками).

2. Подобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки) и литература об экосистеме Байкала.

3. Собраны и изготовлены дидактические игры экологического содержания.

4. Созданы интересные презентации для детского просмотра:

«Байкал – жемчужина Сибири

«Народы Прибайкалья»

«Лекарственные растения Сибири»

«Моя Бурятия»

«Животный и растительный мир Байкала»

«Байкальские эндемики»

• «Култук – моя «малая Родина»

5. Расширился кругозор детей, усилился их интерес к изучению природы.

6. Дети стали более бережнее относиться к окружающей среде, к природе родного края, проявляют чувство гордости и восхищения озером, проявляют устойчивый познавательный интерес к познанию обитателей озера, его экологии.

7. Для родителей оформлены консультации, памятки, листовки «Защитим Байкал»,

«Байкальские эндемики», «Животный и растительный мир Байкала» и другие.

8. Проведены мероприятия по темам - «Байкал – жемчужина Сибири», «Наш край,

Прибайкалье», «Народы Прибайкалья», «Моя Бурятия», КВН – «Байкал – живая лаборатория,

а мы защитники Байкала», занимательная викторина – «Байкал – сердце Сибири, ее достопримечательность».

Публикации по теме:

Комплексная НОД по краеведению в подготовительной группе «Озеро Ик» Комплексное НОД «Озеро Ик». Знакомство детей с родным краем (подготовительная группа) Цель: формировать основы экологического мировоззрения.

Педагогический проект «Сибирская сокровищница» Актуальность темы:Байкал - это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души наших пращуров, ни грядущие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД