Анна Васильевна Катенева
«Белая береза — символ Родины моей». Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Белая береза — символ Родины моей
Место проведения:
Музыкальный зал
Количество детей:
12 детей
Программное содержание:
- формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления детей о том, что человек – часть природы и должен беречь, охранять и защищать ее;
- подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, аппликации;
- развивать познавательную активность детей в различных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, изобразительной, фольклорной, приобщать к сокровищам народной культуры;
Публикация «„Белая береза — символ Родины моей“, Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символы России для детей
- Средняя группа
- Темочки
- развивать умение узнавать и называть время года, выделяя признаки;
-способствовать развитию выразительности речи, побуждая детей к употреблению эпитетов, синонимов;
- воспитывать у детей чувство любви, уважения к Родине, окружающей природе через берёзу, желание любоваться ее красотой;
- воспитывать интерес и способность работать в коллективе.
Активный словарь:
Берёзка, берёзонька, берёзовая роща, Россия, символ Родины; стройная, тонкая, милая, кудрявая, душистая, чечевинки.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о природе и культуре России; рассматривание альбома «Русская берёза»; прослушивание русских народных песен и песен современных композиторов о берёзе; разучивание игр, хороводов; чтение литературных произведений о берёзе; прогулки в уголок леса детского сада, рассматривание березы.
Оборудование:
Костюм берёзки; ободки по количеству детей с изображением берёз; карточки к игре «Ветка берёзы найди свой домик»; берёзовый венок и платочки по количеству детей к хороводной игре «Березовые ворота»; листы бумаги формата А-3 по количеству детей, восковые карандаши черного цвета по количеству детей, заготовки березовых листочков из зеленой самоклеющейся бумаги; нарисованные березы на ватмане для оформления зала,
Ход:
( Дети с воспитателем входят в музыкальный зал под мелодию песни: «С чего начинается Родина» В. Шаинского.
Встают в полукруг.)
Воспитатель: Ребята, встаньте прямо. О людях, которые стоят прямо, говорят: «Стройная, как березка». Вот бы и нам стать березкой и попасть в березовую рощу. Хотите попробовать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда надеваем ободки на голову, закрываем глаза
произносим волшебные слова: «Раз, два, три – повернись,
И в березку превратись!» Превращаемся в березку.
(В то время, когда дети закрывают глаза и поворачиваются в другую сторону, открывается занавес, на центральной стене изображена березовая роща, стоит воспитатель в костюме «Березки»)
Березка : Здравствуйте! Вы меня узнали?
Дети: Да.
Березка : Я березка, а вы ребятки, которые превратились в березки. Знаете ли вы, что между березкой и людьми есть много общего? Давайте, сравним березку с человеком. У человека есть туловище, а у березки вместо туловища есть что, скажи Маша?
Маша: Ствол.
Березка : Женя повтори и покажи на картинке.
Женя: Ствол.
(Показывает на центральной стене ствол березы.)
Березка : У человека кожа есть. А что у березки?
Дети: Кора, береста.
Березка : Повтори, Эмиль и покажи на березе.
Эмиль: У березки есть кора, береста.
Березка : У человека есть руки. А у березки…что есть, скажи, Айдар.
Айдар: Ветви.
Березка : У человека есть ноги, чтобы твердо стоять на земле и не падать, а у березки…
Дети: Корни.
(Показать картинку)
Березка : Для чего нужны березке корни?
Дети: Корнями березка питается, пьет воду из земли, чтобы не упасть.
Березка : А еще береза как и человек рождается маленькой, растет, затем становится большой. У нас в березовой роще растет много берез, и все они разные. Одна высокая-высокая, другая пониже, третья совсем низкая. У берез белые стволы с черными чечевинками. И только у нас в России у березки белый ствол. Вот почему березка стала символом России, нашей Родины. А человек - часть природы и должны охранять и защищать природу, Родину. Люди любят нас, называют ласково… как, скажи, Эльвина.
Эльвина: Березка, березонька.
Березка : В праздничные дни люди венки из березовых веток плетут, хороводы водят.
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в хороводную игру «Березовые ворота»
(Звучит мелодия «Во поле береза стояла…»Две девочки, подняв руки вверх держат березовый венок, образуя ворота. Остальные участники держатся за концы платков и цепочкой медленно проходят через ворота, образуя хоровод. Поют:
«Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла.
Делают круг и продолжая движение, встают в линеечку. Собрать платочки).
Воспитатель: Хороша ты березка во все времена года. Я предлагаю поиграть в игру «Ветка березы найди свой домик»
Березка : Ребята вставайте в полукруг так, чтобы всем было видно.
(Раздать детям карточки с изображением веточки березы в разное время года)
Березка : У меня и у Анны Васильевны в руках картинки с изображением берез в разное время года. Эта береза в какое время года?
( Показать последовательно все четыре картинки: береза летом, осенью, зимой, весной.)
Дети: Летом, (осенью, зимой, весной).
Березка : У вас в руках картинки с изображением веточек березы в разное время года. Ребята, вы должны узнать с какого дерева ваша веточка и по команде подбежать к своему дереву-домику.
(Дети по команде 1,23…ветка к дереву беги…Каждый бежит к своему дереву.)
Воспитатель: Радмир, почему ты прибежал именно к этой березке?
(Показывает картинку «Береза летом»)
Радмир: Потому, что у меня на веточке большие, зеленые листочки. Такие листочки бывают летом.
(Аналогичные вопросы и возле других картинок)
Воспитатель: Все веточки правильно нашли свой домик?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы играли правильно и быстро. Все знают, какой бывает березка весной, летом, осенью и зимой.
Березка : Ребята, а сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Совсем скоро на березках распустятся листочки. Какие они будут?
Дети: Зеленые, яркие, нежные, клейкие, молодые, маленькие…
(Показать картинку с изображением березы весной.)
Березка : Ребята, давайте изобразим такую весеннюю березку.
Воспитатель: Подойдите к столам. На столе для каждого из вас лежит бумага белого цвета, на ней неизвестный художник уже нарисовал часть березы. Посмотрите и скажите, что нарисовал художник?
Дети: Ствол, большие ветки.
Воспитатель: Чем будем рисовать веточки и чечевинки?
Дети: Карандашом.
Воспитатель: Карандашом, какого цвета?
Дети: Черным карандашом.
Воспитатель: А листочки вы наклеите. Заготовки из зеленой самоклеющейся бумаги лежат у вас в розетках.
(Дети выполняют задание. По окончании задания воспитатель обращается к детям)
Воспитатель: Родион, покажи свою березку. Скажи, пожалуйста, что ты дорисовал, наклеил?
Родион : Я дорисовал маленькие веточки, чечевинки и наклеил листочки.
Воспитатель: Амалия, покажи свою работу. Ты что выполнила?
Амалия: Я тоже дорисовала веточки и наклеила листочки.
Воспитатель: Ребята, возьмите свои работы, выйдите из-за стола, встаньте в линеечку, вот сюда. Покажите всем свои березки. А сейчас положите их на пол. Посмотрите, перед вами много берез. Место, где растет много берез как называется?
Дети: Березовая роща.
Воспитатель: Вот и у нас получилась красивая березовая роща.
Воспитатель: Ребята, символом чего является береза?
Дети: Символом России – нашей Родины.
Воспитатель: Как люди должны относиться к берёзке, к нашей Родине?
Дети: бережно, должны охранять и заботиться.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие к белой березке. Скажем березке до свидания.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы из березок снова превратиться в детей, надо потянуться, выпрямиться. Снимите ободки с головы, закройте глаза.
(Березка и воспитатель закрывают занавес.)
«Раз, два, три – повернись,
(Дети поворачиваются вокруг себя)
И в детей превратись!»
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Я надеюсь, что вы вырастите здоровыми, добрыми, чуткими, будете любить, любоваться, заботиться и оберегать, ценить березки. А белоствольные березки всегда остаются символом Родины нашей.
Денис: На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка-
Символ Родины моей.
(Воспитатель с детьми возвращаются в группу под мелодию «Березовый сок» композитор В. Баснер)