Зинаида Колмакова
Открытое занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Берегите Землю! Любите природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
[/b] Создание условий для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования представлений о необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
[/b]
Образовательные:
[/i]
1. Уточнить знания детей о хвойном лесе - тайге;
2. Познакомить с дикими животными, занесенными в Красную книгу – снежным барсом и дать представление о приспособленности к среде обитания и питания.
Развивающие:
[/i]
Публикация «Открытое занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе „Берегите Землю! Любите природу!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
1. Развивать умение логически мыслить и устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы – растительного мира – животного мира.
Воспитательные:
[/i]
1. Воспитывать у детей интерес к природе родного края и потребность общения с природой.
Материал и оборудование:
ТСО,[/i][/b] аудиокассета «Звуки природы», картина «Стойбище Очен –Матура», волшебный экран, книга «Хакасия», картины диких животных, волшебные стрелы, лесовичок, картины «Хвойный лес», «Ель», «Части дерева», «Пень».
Предварительная работа:
[/b]
Экскурсия в парк;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций диких животных;
Рассказывание легенд;
Слушанье натуральных звуков природы и музыки;
Разучивание пальчиковой гимнастики для рук.
Интеграция образовательных областей:
[/b]«Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Ход занятия
[/b]
I. Организационный момент:
[/b] (2-3 мин.)
1. Эмоциональный настрой.
[/i]
- Посмотрите, какой сегодня хороший день.
Улыбнитесь солнышку.
Улыбнитесь друг другу.
Закройте все дружно глаза.
Подставьте ладошки. (Детям на ладошки «опускаются» волшебные диски с маслом хвои).
- Что вы чувствуете? (Ответы детей).
- Прислушайтесь. Что вы слышите? (Звуки природы, пение птиц, музыку).
2. Упражнение «Мудры» на расслабление.
[/i]
a) Мудро «Земля».(15-20 сек.)
Соедините большой палец и безымянные пальцы подушечками вместе.
b) Мудро «Знание»(15-20 сек.)
Соедините указательный и большой палец подушечками.
- Дети, вы хотите познакомиться с дикими животными, занесенными в Красную книгу?
-Значит, мы сегодня с вами совершим путешествие в древние времена. Когда земля только создавалась, звёзды рождались.
II. Основная часть:(22-24 мин.)
[/b]
1. Рассказывание легенды «Сибичектен Сибдеек"
Жил в войлочной юрте Очен –Матур с сыновьями Сибичеком и Сибдееком. Как-то раз Моол –Хан решил устроить состязание в стрельбе своих воинов с охотниками Сибичеком и Сибдееком.
Шестьдесят стрелков Моол-Хана и два брата вышли в степь. Люди Моол-Хана начали без разбору стрелять всех зверей и птиц. Братья уговорились не трогать мирных птиц и животных, а у хищных птиц отбивать клювы и у хищных зверей отрезать стрелой когти.
Под вечер перед юртой Моол-Хана стали считать добычу. Люди Моол-Хана набили горы, а Сибичек и Сибдеек принесли с собой только небольшой мешок. Они развязали мешок, высыпали клювы и когти. Считали, считали и со счёта сбились, так много настреляли. Оказалось у них больше добычи, чем у шестидесяти стрелков.
Превзошли братья в ловкости моолских воинов и свой ум показали, не подряд били зверей и птиц, а с выбором. Много хищников обезвредили. С тех пор много времени прошло и много воды утекло. Время идёт и всё на белом свете меняется.
Пришли как-то раз братья к речке.
- Но что, же они увидели!
Взглянуть на речку страшно. Вода исчезла до капли. Исчезли и звери. Ещё совсем не так давно, всего лишь год назад, здесь было много птиц, зверей полным – полно.
Загрустили братья. Где им добыть еду. Решили попросить совета у отца. И дал такой совет старый Очен-Матур: «Отправляйтесь, сыновья, мои в дальний путь. В пути никого не обижайте, ничего не повреждайте. Зверей и птиц зря не губите, старикам кланяться не забывайте, у хозяев разрешения просите. В пути волшебные стрелы помогут вам. Первую стрелу ищите у друзей – любителей природы».
- Дети, вы хотите быть друзьями Сибичеку с Сибдееком и помощь им?
-Любите ли вы природу?
- Ну, тогда вы настоящие друзья. Значит где-то у нас здесь волшебная стрела. (Дети ищут и находят стрелу).
2. Путешествие. Выполнение заданий.
[/i] (1 волшебная стрела).
Охотники: Здравствуйте, дети! Вы не видели здесь стрелу? (читают надпись-задание на стреле).
«Отправляйтесь дальше в путь, вас с друзьями испытания ждут»
1). Упражнение:
Шагают наши ножки
По ровненькой дорожке
Похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ножки вместе, ножки врозь.
На ножках походите
Долго мы с вами шли
У нас устали ножки
Надо ножкам отдохнуть
Присядем возле кочки.
2). Игра «Волшебный экран». Отгадывание загадок. (Дети находят 2-ую волшебную стрелу, отгадывают загадки. В таблицу помещают отгадки - картинки).
6 (картина птиц) 2 (картина ели)
4 (картина частей дерева) 1 (картина леса)
7 (картина пенька)
5 (картина шишки, семян) 3 (картина хвойного леса)
- Вот и волшебная стрела с загадкой.
1. Всё лето гуляет
В наряде весёлом
А зимы встречает
Босым и голым. (Лес)
- Дети, а что такое тайга?
- А какие хвойные деревья вы знаете?
-Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь, в хвойном лесу окажитесь.
2. Её в лесу всегда найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь,
Стоит колючая, как ёж
Зимой – в платье летнем. (Ель)
3. - Какой лес на картине? (Хвойный лес).
4. - Каких частей состоит дерево?
- Плоды есть?
- Без чего не может дерево расти?
5. – Какой была ёлочка сначала? (Ёлочка была маленькой).
6. – Откуда она появилась?
- Кто кроме людей «сажает» деревья? (Птицы).
- Ветер может посадить деревце?
7. – Что бывает с деревьями, когда они стареют? (Деревья падают. Лежат, лежат и сгнивают. Превращаются в труху.)
- Спилят дерево, что остаётся? (Пень).
- А что остаётся после вырубки лесов? (Голое пространство).
- Кругом остаётся голое пространство. Что же происходит с речками после вырубки леса?
Вывод: Вода с безлесных площадей быстро сбрасывается в реки и реки мелеют.
3). Художественное слово. Пословицы.
Дети подбирают к картинкам подходящие пословицы.
• Лес и воды – краса природы.
• Лес воду берёжёт, из-за леса тучка идёт.
• Возле леса жить - голодному не быть.
• Что в лесу родиться - во дворе годиться.
- Вы, как думаете, почему обмелела речка возле стойбища Очен-Матура?
- А разве они вырубали леса? Так значит причина в другом.
4). В гостях у лесовичка. (3-ья волшебная стрела, (звуковой фон).
- А вот под пнём волшебная стрела.
«Дети мои просите помощи у лесовичка»
Дети: Старичок – лесовичок объявись
Добрым гостям покажись
Мы никого не обидим
Ничего не повредим
Если возьмём, то чуть-чуть.
Лесовичок: Здравствуйте, дети!
Я старичок – лесовичок,
Я в лесу охранник
Звёрям и птицам
Растениям и насекомым
Я начальник
Слышал, помощь вам моя нужна
Потрудитесь-ка друзья
Найдите животных моих лесов.
5).Дидактическая игра «Найдите животных наших лесов»(Работа по картинкам)
Лесовичок: Молодцы! Хорошо потрудились.
Я от вас не утаю
Редкое животное своей тайги
Вам покажу.
Там, где горы – снежные крутые
И дуют ветры ледяные
Там живут мои снежные барсы.
6).Показ слайд шоу.
-Их осталось очень мало. И занесены они в Красную книгу.
-Что это за книга? (Это книга, в которую записываются исчезающие и требующие нашей защиты дикие животные и растения).
- У меня есть любимое растение. Отгадайте что это.
- А вот и полянка с моими любимыми цветами. Что это за цветы? (Это жарки – азиатские купальницы.)
- Сорвём их? (Нет.)
- Почему? (Жарки тоже редкие цветы и они занесены в Красную книгу.)
Лесовичок: Молодцы! Вот вам жарок в помощь. А легенду об этом цветке знаете?
7).Упражнение «Как он появился?»
Высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепесток.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают из-под земли корешки.
Лесовичок: А теперь отправляйтесь в путь.
Педагог: Вот ещё одна волшебная стрела. «Дети мои, коснитесь цветком скалы».
(При касании цветком скалы из-под скалы бежит вода.)
Педагог: Спасибо лесовичку. Отвалился валун преграждавший путь реке.
Смотрите, бежит вниз ручей, а брызги капелек воды водят радужный хоровод.
III. Заключительная часть. (4-5 мин.)
1. Игра «Ручеёк»
Появляется ручеёк Золотой рожок и проводит с детьми игру.
Правила игры: Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.
Я маленький и быстрый
Синеглазый ручеек.
Всегда теку, бегу,
И везде пройти смогу.
Просочусь, прокрадусь,
Не удержишь, проберусь.
По оврагам, по низинам,
По мхам, по болотам.
По зеленым колодам,
Меж берёзок и осинок.
И я ваш ключевой дружок,
Зовусь золотой рожок.
2. Итог занятия.
- Так почему в речке вода до капли исчезла? (Валун преградил выход воде.)
- Что же происходит с речками после вырубки леса?
Охотник: Спасибо вам дети!
-Пора нам возвращаться домой. Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь.
- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие?