Галина Алферова
Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему «Ядовитые растения августа»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель старшей группы
МДОУ «ЦРР – д/с № 2»
г. Валуйки, Белгородской обл.
Алферова Г. В.
Цель: знакомство с опасными дикорастущими растениями, цветущими в августе.
Задачи: учить детей с осторожностью относиться к незнакомым растениям в природе; понимать, что среди них могут быть ядовитые, опасные для человека; помочь запомнить некоторые из них.
Развивать любознательность, наблюдательность.
Воспитывать уважение к природе.
Публикация «Беседа и рассматривание иллюстраций с детьми старшей группы на тему „Ядовитые растения августа“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Ядовитые грибы и растения
- Темочки
Словарная работа: ядовитые дикорастущие растения, борщевик, паслен сладко-горький, цикута, клещевина, аконит.
Интеграционные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Предметно-развивающая среда: плакат «Ядовитые растения», иллюстрации, изображения ядовитых растений на листах для раскрашивания.
Предварительная работа: экскурсии в «Зеленую аптеку» (уголок экологической тропы на участке д/сада) весной и летом, знакомство с ландышем, пижмой, рассматривание иллюстраций опасных растений.
Ход беседы.
- Как хорошо на зеленом лугу, в тенистом лесу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и суетятся шмели.
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
- Дети, вы бывали с родителями в поле, на лугу, в лесу? Что видели там интересного?
(Выслушав рассказы детей, подвожу итог, как хороши прогулки в природу).
- Все о чем вы рассказали, это замечательно, но вы знаете, что прогулки в природу могут таить в себе и опасность. Вот послушайте мою историю.
Недавно я гуляла по лесу. Иду, наслаждаюсь тенистой прохладой, ароматом цветов, пением птиц. Вдруг, показалось мне, будто плачет кто-то. Гляжу, сидит на пеньке мальчик лет десяти. Оказалось, что зовут его Вовой. Вот что с ним приключилось.
Увидел он высокий куст с зонтиками на макушках, срезал стебель, а внутри он полый оказался. И решил Вова из него дудочку сделать. Благо он успел только прикоснуться к ней губами, как заметил на руках волдыри, похожие на ожоги, и губы мигом запекло. Стал тереть их – и еще хуже. Губы опухли. На счастье я проходила мимо, и у меня с собой была вода и бинт. Промыли, сделали Вове холодную примочку. Полегче ему стало. А потом домой проводили.
Невеселой оказалась Вовина прогулка. А кто виноват? Сам! По незнанию все приключилось. Разве можно стебель борщевика в рот брать? Его и в руки брать опасно! Он оставляет ожоги на теле. Это очень ядовитое растение.
И таких растений много. Ядовитыми называют растения, содержащие химические вещества, которые, попав в организм человека и даже животного, вызывают отравление, которое может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти. Но для самого растения эти вещества имеют большое значение, они его защищают. Некоторые вещества, пройдя определенную обработку, даже входят в состав лекарств.
Нередко ядовитые растения очень красивые и яркие. Но вы же знаете, что яркий цвет, например красный, является сигналом опасности. Где мы с этим сталкивались? (показания светофора, дорожные знаки, окраска шляпки мухомора и т. д.).
С некоторыми ядовитыми растениями мы уже знакомились весной. Кто помнит их названия? Верно, это чудесный ландыш и нарядная пижма.
(Рассказ о каждом растении подкрепляю показом иллюстрации с его изображением).
В конце лета и в начале осени можно встретить кроме борщевика обыкновенного, с которым столкнулся мальчик Вова, такое растение, как цикута. Они даже чем-то похожи, из одного семейства зонтичных. Эти растения легко спутать с соцветиями петрушки, укропа, моркови.
Цикута очень ядовита, она может вызвать головную боль, тошноту, рвоту.
А вот клещевина. В медицинской промышленности ее сок используют для изготовления касторового масла, но в природе она очень коварна. Ее ядовитые вещества всасываются в кровь человека и долго там сохраняются, вызывая большие отравления. При первых их признаках нужно немедленно вызвать «скорую помощь».
А это аконит – очень красивое растение с интересными лиловыми цветами, похожими на башмачки. На самом деле оно очень ядовито, и его ни в коем случае нельзя срывать для букета.
Паслен сладко-горький растет в лесу, на сырых лугах. У него ярко-красные вытянутые плоды, которые можно спутать с барбарисом. Незрелые они горькие, созревшие – сладкие. Ядовито все растение, а ягоды в особенности.
Ярко-красные и ягоды волчьего лыка. Даже несколько съеденных ягод этого опасного растения могут оказаться смертельными для человека.
- Напугала вас?
Но не стоит бояться гулять по лугу, в лесу. Нужно только запомнить некоторые правила поведения:
1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.
2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!
3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!
4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!
- Вы запомнили ядовитые растения? Сейчас мы проверим и поиграем в игру «Собери букет». Из предложенных картинок вы должны выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.
(* пастушья сумка, ромашка, клещевина, календула;
* мышиный горошек, аконит, спорыш, мак;
* зверобой, цикута, одуванчик, клевер;
* крапива, паслен сладко-горький, подорожник, колокольчик.)
- Теперь я уверена, что вы запомнили ядовитые растения и с вами не случится беда.
- По возвращении с прогулки, я прочитаю вам сказку В. Гауфа «Маленький Мук» и вы узнаете, что даже со сказочными героями может приключиться несчастье, если они съедят незнакомые ягоды.
А еще, чтобы вы хорошенько запомнили, как выглядят ядовитые растения, о которых я вам сегодня рассказала, можете их раскрасить.
Используемая литература:
1. «ОБЖ. Подготовительная группа» Л. Б. Поддубная
2. «Цветы. Какие они?» Т. Шорыгина