Наталья Филимонова
«Игрушки не простые — глиняные, расписные». Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
Предмет: беседа о дымковских игрушках
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»
Используемый УМК: компьютер, проектор, глиняные дымковские игрушки, презентация картинок, запись с народными песнями, дидактическое упражнение «Найди ошибки».
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
Публикация «„Игрушки не простые — глиняные, расписные“, Конспект занятия по ИЗО деятельности с применением мультимедийных средств» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Словарная работа: дымковская, «свистунья».
Содержание:
На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.
Ребята входят под русскую народную мелодию в изостудию.
- Ребята, обратите внимание, на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.
Почему вы расставили их именно так, по каким признакам? (На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом).
Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. А как она называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Просто диво - безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
В лесах синих зародилась
Из глины красной заводилась,
Из песочка чистой речки,
Обжигалась в жаркой печке,
Краской яркой покрывалась,
Позолотой наряжалась.
- Правильно, ребята, это дымковская игрушка. Сегодня мы узнаем о происхождении и изготовлении игрушки, об особых красках для росписи и, что значит, «сажать золото».
Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково, которое славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Чем знаменито Дымково? (Слайд 2,3,4)
- А почему оно так называется?
Оказывается, в старину глиняные игрушки делали и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. (Слайд 5) От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Вначале это были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. (Слайд 6)
- Что такое ярмарка?
- Правильно, торги, устраиваемые в одном и том же месте с увеселениями.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья».
- А почему свистунья?
Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.
Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью.
Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки – своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. (Слайд 7)
Оставила фигурку сушиться сначала на лавке (Слайд 8, а потом в печке (Слайд 10). Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.
Давайте лучше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше? (Белого). Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.
Физкультминутка
В небе плавает луна (покачивания вправо - влево)
В облака зашла она. (Хлопки)
1,2,3,4,5
Можем мы луну достать. (Руки вверх, потянулись)
6,7,8,9,10 - (Хлопки)
И пониже перевесить (руки вниз)
10,9,8,7 - (ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем.
Посмотрели в окно, на кончик носа. (3 раза)
Повращали вправо, влево глазами.
Закрыли глаза, сосчитали до 10.
А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами, красками. Кто больше приметит, тот самый внимательный.
По окончании просмотра вы все должны будете назвать, как можно больше красок и узоров дымковских игрушек. (Слайд 11, 12, 13, 14, 15)
Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети рисуют) Подводятся итоги игры. Воспитатель собирает листы и вывешивает на доску. Определяет победителя.
- Посмотрите на разнообразие узоров. (Слайд 16)
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
Круги означали солнце;
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена.
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.
Дидактическое упражнение «Найди ошибки» (Слайд 17, 18)
Цель: закрепить знание дымковских игрушек, об элементах дымковской росписи.
Критерии и показатели результативности:
Наличие умения у детей самостоятельно находить элементы дымковской росписи путём зрительного обследования. Сравнивая, выделять и анализировать элементы нужной формы и цвета.
- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
- Что нового для себя узнали?
Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.
«Большое счастье, что есть ещё на Руси такой промысел, такое народное искусство» (Слайд 19)
Используемая литература:
1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников»
3. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»
4. Т. Я. Шпикалова Сопроводительный текст к слайд-фильму «Дымковская игрушка»
5. «Коллективное творчество дошкольников» Конспекты занятий под редакцией А. А. Грибовской
6. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка»
7. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству «Дымковская игрушка. Учимся рисовать»