Уразовская Варвара
Беседа о лете для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Лето! Ах, Лето!"
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Публикация «Беседа о лете для младшего возраста» размещена в разделах
Развивающая среда: иллюстрации о временах года, с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.
Содержание беседы:
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето,
Значит, кончилась Весна
Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц –июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето. В июне самые длинные дни, а ночи короткие. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы –каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм. Запомни: зверьков и птенцов никогда не бери из леса!
Июль –середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь –и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах –сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. В эту пору люди за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (Тепло –солнце ярко светит, влага –теплые летние дожди, воздух.)
После июля наступает последний месяц лета август. Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде? В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту в теплые края птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Вопросы:
1. Какое время года наступает после весны?
2. Какой же месяц приходит на смену июню?
3. Что вы знаете об июле?
4. Как светит солнце в это время года?
5. Какая вода в реке?
6. Какие осадки выпадают летом?
7. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
8. Как называется последний месяц лета?
9. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?
10. Как ведут себя звери и птицы в августе?