Лучший педагог года

Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группе (7 фото)

Османова Ольга Сайгидовна
Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группе

Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группе

Цель: Прививать интерес к творчеству Расула Гамзатова. Учить вслушиваться в ритм поэтического текста. Помочь выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к Дагестану.

Материал: Портрет Р. Гамзатова, книжная выставка «В горах моё сердце»;

Публикация «Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова „Горец, верный Дагестану“ в средней группе» размещена в разделах

Фото «Горец, верный Дагестану»

Видео -запись о творчестве Р. Гамзатова, выставка старинная домашняя утварь;

Аудио, видеозаписи: народные мелодии, песни на слова поэта.

Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова  в средней группе - фото

Предварительная работа:

Знакомства с биографией поэта, заучивание стихов.

Эпиграф:

«Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое». Р. Рождественский.

Ход беседы

Воспитатель- В большой семье, в крестьянской сакле скромной,

Под солнцем, плывшим в утреннем дыму,

Родился в Дагестанской автономной

Мальчишка, неизвестный никому.

Он рос над облаками снеговыми

Где у людей бесстрашные сердца,

И, как ягнёнок рожками своими,

Гордился родом своего отца.

Но, как орлёнок из гнезда родного,

Он всей душою рвался на простор.

Об этом горце из высокогорного аула Цада, который побывал на всех континентах планеты, провозглашая идеи добра и милосердия, истины и справедливости, можно говорить очень много.

В дождливые дни родники на склонах гор становятся особенно обильными. В засуху многие из них иссякают. Но есть родники, которые клокочут и бьют всё время. С журчанием бегут их воды и реки сливаются с морем…

Вот так и поэзия Расула Гамзатова, рождённая в ауле Цада, потекла по родным горам и живой струёй влилась в литературное море нашей страны.

Итак, солнечным осенним днём в небольшом горном ауле Цада в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы родился третий, долгожданный сын Расул. С молоком матери он впитал в себе любовь к очагу родимой сакли, к каменным громадам скал, обступивших горное селение, с малых лет был приучен уважать и ценить мудрое народное слово.

Фото №1 Цель Прививать интерес к творчеству

Р. Гамзатов начал писать стихи рано – в одиннадцатилетнем возрасте.

Понадобилось много времени, чтобы ранние опыты приобрели настоящую художественную силу, поэтическую зрелость.

И думы, и чувства, и слова у Расула Гамзатова всегда свои. В них славилась и отцовская поэтическая торжественность и материнская человеческая теплота и доброта.

Главная тема Гамзатова – Родина. Для Расула Гамзатовича Родина – это родной аул Цада и горы Дагестана. Но не только это. Родина для него – это Россия

с её историей, судьбой и душой. Р. Гамзатов писал : «Моя тема-Родина. Мне не надо её искать и выбирать. Не мы выбираем Родину: она выбирает нас. Нет орла без неба, фореля без горного ручья, тура без крутой скалы. Не может быть писатель без родины».

Ребёнок читает стихотворение Расула Гамзатова о Родине.

Кто выручит нас?

Кто поможет? Спасёт?

Родина. Только лишь Родина.

В минуты удачи,

В часы торжества

О чём наши мысли и наши слова?

О Родине, только лишь о Родине.

Как истинный горец, свято чтивший обычаи и традиции своего народа, Р. Гамзатов гордился своей маленькой планетой со звучным именем «Дагестан», что в переводе означает «Страна гор».

Расул Гамзатович говорил : Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.

Воспитатель- Какие сокровища вы знаете?

Дети- Первое сокровище – земля, горы, равнины. Бесценна для горцев их каменистая земля. Трудно на ней жить. Чтобы вырастить на этих камнях что-нибудь, всю жизнь горец таскал на них землю корзинами. Самое доброе пожелание горцев «Чтобы тесно было колосьям на поле твоём». Самая крепкая клятва горца «Клянусь этой землёй!».

Второе сокровище – вода: реки, родники, озёра, море. Недаром в Дагестане говорят : «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула».

Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. И самым главным сокровищем Расул Гамзатов считает дружбу, трудолюбие, мужество.

Воспитатель- Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства извечно считались мужество и честь.

В аулах Дагестана живут люди, которые своим мастерством прославили свой маленький аул.

Аул Цада всегда славился поэтами. Из этого аула вылетают самые меткие пословицы и поговорки.

Ребёнок. Ты, Цада, мой родник.

Становясь на колени,

Припадаю губами и жадно

Пью тебя.

Воспитатель- Дети, послушайте ещё, как сам поэт сказал о своём ауле.

Цада.

Тепло гранитного гнезда,

Вершин высоких острия.

Ты - колыбель моя Цада,

Ты – песня первая моя.

Гнездо из камня и тепла,

Частица доброго огня,

Источник, где, звеня, текла

Вода, вспоившая меня.

Ты Родиной влюблённым стал,

Тебя я всюду узнаю,

Моя держава Цадастан.

Тобой живу. Тебя пою.

Через всё творчество поэта красной нитью проходит тема Родины, дружбы, любви преданности родному краю и своему народу. А главной темой своего творчества он считает Дагестан.

Пусть висит в моём доме под властный руке

Колокольчик над дверью – покоя смутьян,

И пускай у него будет на языке

Днё м и ночью одно: «Дагестан! Дагестан

Фото №2 Поэт Дагестана Расула Гамзатова Фото №3 Учить вслушиваться в ритм поэтического текста

Расул Гамзатов всегда считал себя послом, представителем Дагестана в мире. По всем странам, по всем континентам пронёс он свою любовь и свою боль, не на минуту, не забывая родной Дагестан. И о чём бы не пел Гамзатов, его песня в конечном счёте о Родине.

Дети читают стихи

1. Дагестан, всё, что люди мне дали

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

2. Живёшь, с соседями не ссорясь

Ты, сняв свой дедовский кинжал,

Люблю, как сын большой державы,

Тебя, мой маленький народ.

Воспитатель - Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана. Она построена и веками держится на прочной основе. Беречь и сохранять эту дружбу призывает Расул Гамзатов.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Для Расула Гамзатова жизнь Дагестана немыслима без его обычаев, традиций, нравов его народов. Он живёт мечтами и тревогами народов отчего края. В его произведениях отражается вековая мудрость наших отцов.

Воспитатель- Молодцы ребята, хотелось бы верить, что слушая поэзию Р. Гамзатова вы станете добрыми, мудрыми, мальчишки – мужественными и благородными. Песни, как люди приходят и уходят. У Гамзатовских журавлей особая судьба: одних они провожают, других встречают. Они не ищут тёплых краёв, не портятся от повторения, а те же, кто не поёт, хранятся в душе как молитву. Это одна из лучших песен о войне, о долге живых перед павшими.

В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые необыкновенные слова. Читая стихи Гамзатова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме, и хочется преклонить колени пред самым родным человеком.

По – русски «мама», по – грузински «нана»,

А по - аварски ласково «баба».

Из тысячи слов земли и океана

У этого особая судьба.

Воспитатель читает-

Так пела мама, на камнях гадая,

И мужество таких же матерей.

Молили, чтоб в родимом нашем крае

Жилось их детям легче и светлей.

На целом свете хлеба нет вкусней

Чем выпеченный матерью для сына

Огня нет в мире жарче и светлей

Чем матерью зажжённый в мгле камина.

Прекрасней материнской песни нет

С душой моей созвучной и согласной

На всем – её любви высокий свет

О матери я думаю всечасно.

Для многих, Расул Гамзатов был живой легендой поэзии. Ему всё было интересно. Он был масштабен во всём – в стихах, в дружбе, в любви. О Расуле Гамзатове написано немало. Наша с вами задача относиться с душой к его памяти и неповторимому яркому творческому.

Рефлексия. Как называется республика в которой мы живем? О каком писателе мы с вами беседовали?

Фото №4 Помочь выразительно с естественными интонациями читать стихи
Публикации по теме:

Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану»Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану» Фоторепортаж «Путешествие по горному Дагестану» Живу я в Дагестане с рождения, но так мало бываю в его окрестностях. Вся жизнь в городе.

Фотоотчет «Сказочный лес». Занятие по художественному творчеству в средней группеФотоотчет «Сказочный лес». Занятие по художественному творчеству в средней группе Уважаемые коллеги! Наступает замечательный праздник Новый год! Хочу поздравить вас всех с этим замечательным праздником своим стихотворением.

Инсценировка «Призвание поэта» по произведению Расула Гамзатова «Разговор с Отцом»Инсценировка «Призвание поэта» по произведению Расула Гамзатова «Разговор с Отцом» Расул Гамзатов "РАЗГОВОР С ОТЦОМ" Эпиграф"Они в горах живут высоко С времен пророка ли бог весть. И выше всех вершин востока Считают.

Конспект НОД по художественному творчеству «Снеговик» в средней группеКонспект НОД по художественному творчеству «Снеговик» в средней группе Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект нод “художественное творчество” “снеговик” (средняя.

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Подснежники»Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Подснежники» Задачи: Обучающие. Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником.

Конспект ОД по художественному творчеству «Березовая роща» в средней группеКонспект ОД по художественному творчеству «Березовая роща» в средней группе Конспект ОД по художественному творчеству «Березовая роща» в средней группе Цель : Развивать у детей эстетическое восприятие природы.

НОД по художественному творчеству в средней группе «Жар-птица» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения (оттиск смятой бумагой) Задачи: - продолжать учить детей работать с гуашью.

НОД по художественному творчеству в средней группе «Грач на ветке»НОД по художественному творчеству в средней группе «Грач на ветке» НОД в средней группе художественное творчество на тему: «Грач на ветке» Подготовила и провела воспитатель ВКК Паршонкова В. Н. Программное.

Открытый НОД по ПДД и транспортным средствам в средней группе. Тема: Наш верный помощник транспорт. Цели и задачи: - Активизировать знание детей о транспорте. - Автоматизировать в памяти элементарное строение транспорта. - Закреплять знания.

Занятие по художественному творчеству (рисование) в средней группе «Белый медведь»Занятие по художественному творчеству (рисование) в средней группе «Белый медведь» Цель: Закрепить знания детей о белом медведе. Задачи: Расширять представления детей о жизни белого медведя. Формировать умение изображать.

Автор публикации:
Беседа, посвящённая жизни и творчеству Расула Гамзатова «Горец, верный Дагестану» в средней группе
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 19:16
+168Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД