Нина Александровна Волкова
Беседа с детьми 5–7 лет «Горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Горница».
Задачи. Расширять кругозор детей. Формировать представления детей о жизни и быте русского народа через знакомство с горницей. Развивать познавательный интерес детей, внимание, умение заинтересованно слушать рассказ. Обогащать словарь детей новыми словами, пословицами и поговорками. Совершенствовать умение детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Беседа.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Публикация «Беседа с детьми 5–7 лет „Горница“» размещена в разделах
— Дети, русская изба просторна да хороша, в гости нас приглашает она. В избе большая комната одна, горницей названа она. Изба о четырёх углах. Один угол русская печь занимала, семью от бед оберегала. Этот угол печным называли, царством женщины считали. Здесь хозяюшки колыбельку качали, в тепле старые да малые обитали, возле печки дети играли, на полатях в тепле спали. Русская печь необычна, для зимы придумана отлична. Холодной зимой на печи лежали, старые да малые бока отогревали. Внутри русская печь пустая, там топкая большая. Дровами её заполняли, огонь разжигали. Заслонкой печь закрывали, тепло в печи сохраняли. Хозяюшка тесто замесила, хлеба сотворила. Для щей всё в чугунок накрошила, да крупу для каши замочила. Чугунки на шестке стоят, в печь скорей они хотят. Огонь прогорал, жар в печи остывал. Это кочерга – угли мешать помогает она. Для чугунков место освобождает, от огня хозяюшку оберегает. Это ухват – хозяюшке помочь он рад. Ухватом чугунок держали, да в горнила печи толкали. Хлебная лопатка хозяйке нужна, хлеб выпекать помогает она. Хозяйка лопаткой хлеб подхватила, глубоко в печь положила. Хлеб в печи поднимался, корочкой румяной покрывался. Щи томились в печи, были очень хороши. Каша рассыпчата да вкусна, детям нравилась она.
— Дети, изба о четырёх углах. Второй угол избы напротив печи. Здесь рукодельницы на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали.
— Дети, изба о четырёх углах. Третий угол избы, по диагонали от печи, хозяева избы почитали, красным углом его называли. Здесь душа избы обитает, всю семью объединяет. Малые да старые за столом сидят, деревянными ложками из одной чашки едят. На лавке медный самовар, для русских особенный дар. В нём для чая горячая вода, в холодные зимы согревает она. В красный угол гостей провожают, на лавки сажают. Ты, хозяюшка, что есть в печи, всё на стол мечи. Хлебом, солью угощай, да гостей привечай. Не зря в народе молва, что хлеб всему голова. Не красна изба углами, а красна пирогами.
— Дети, изба о четырёх углах. Четвёртый угол мужской, этот угол не простой. Здесь лавка-коник стоит, инструменты хозяин хранит. Хозяин на лавке сидит, для хозяйства что-то мастерит. Для хозяюшки чашки да ложки. Для детишек игрушки.
— Горница – узорница чудо хороша. Горница – узорница сказки припасла. Дети, есть такая сказка, где печка девочке помогала, от кого печка детей спасала?
— А в какой сказке печка из избы сбежала, и Емелю по лесу катала? (
Вопросы к детям.
— Дети, почему говорят, изба о четырёх углах?
— Почему первый угол называют женским?
— Кто сидит напротив печи?
— Где душа избы обитает, всю семью объединяет?
— Почему четвёртый угол называют мужским?
— Для чего нужна русская печь в горнице?
— Для чего нужна кочерга?
— Для чего нужен ухват?
— Для чего нужна хлебная лопатка?
— Чем занимались рукодельницы?
— Не зря в народе молва, что хлеб.
— Не красна изба углами, а красна …
— Дети, какие у вас есть вопросы о горнице?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Замечательно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами беседовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.