Ирина Шишкина
Беседа с родителями «Искусство хвалить ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с родителями
«Искусство хвалить ребенка»
Цель: педагогическое просвещение родителей по использованию похвалы как средства воспитания.
Задачи:
- побуждать родителей к активному обсуждению данной темы;
- формировать у родителей грамотное отношение к применению похвалы;
- формировать доброжелательное отношение родителей к своему ребенку.
Публикация «Беседа с родителями „Искусство хвалить ребенка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Воспитатель: Добрый вечер, любящие родители! Сегодня я предлагаю вам обсудить непростую, но очень актуальную тему, а какую, попробуйте догадаться. Я приготовила для вас карточки с пословицами. Приложение 1.
(Родители выбирают карточки с пословицами о похвале).
Прочитайте их про себя. Вы догадались, о чем мы будем говорить?
(Если родители не смогли определить тему беседы, попросить их зачитать пословицы)
А теперь вы догадались какая тема нашей беседы?
Отлично! Вы правы, сегодня мы поговорим об искусстве хвалить ребенка.
- Скажите, хвалите ли вы своих детей? (ответы родителей)
- А за что вы можете похвалить своего ребенка? (ответы родителей)
- Как вы думаете, для чего нужно хвалить ребенка? (рассуждения родителей)
Вы правы, хвалить детей необходимо! Если не отмечать успехи ребенка, то неуверенность, тревожность могут сопровождать его на протяжении всей жизни. Похвала же позволяет ребенку почувствовать любовь родителей, обрести уверенность в своих силах, получить эмоциональное благополучие. Похвала подсказывает, что он на правильном пути, мотивирует и учит ответным чувствам. Ребенку нужен запас оптимизма и назначение похвалы – пополнить этот запас или компенсировать его утрату.
Но похвала таит в себе массу коварных и хитрых моментов. Она может быть «полезной» и «вредной». Мы с вами назвали признаки «полезной» похвалы.
- Давайте поразмышляем, в чем вред похвалы? (рассуждения родителей)
Воспитатель: Ребенок может стать зависим от похвалы, т. е. будет что-то делать только ради того, чтобы его похвалили, а не ради того, что ему нравится. И когда человек вырастает, ему не хватает похвалы, ничего не хочется делать, опускаются руки.
Перехвалив, мы рискуем вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.
Мы с вами поговорили о «полезной» и «вредной» похвале.
- А как же правильно хвалить ребенка? (рассуждения родителей)
Воспитатель:
• Похвала должна быть направлена на поступки ребенка, а не на личность.
• Лучше выражать свои чувства, использовать местоимения «я», «мне» вместо «ты».
Дочь: Мама, я сегодня в детском саду поливала цветы!
Мама: Я очень рада! ( Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)
Сын: Ведь, правда, я плохо выступил?
Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). ( Вместо: «Ну что ты? Ты выступил, как всегда, блестяще!»).
Дочь рассказывает маме: «Сегодня я в детском саду поливала цветы»
Ответ мамы: «Я очень рада, что ты помогла» ( вместо: «Какая ты молодец!»)
• Похвала должна быть направлена на что-то конкретное. «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал домик, получилось отлично.»
• Очень важна эмоциональная окраска слов. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, а вы говорите: «Молодец!», продолжая смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой. Но если вы отвлечетесь, рассмотрите картинку и скажете: «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты со всем разобрался, какой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.
• Одним из основных моментов является искренность произносимых слов. Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.
Вот таких правил следует придерживаться, когда вы хотите похвалить своего ребенка.
Поднимите, пожалуйста, руку, кто воспитывает девочку?
А у кого мальчики?
- Вы одинаково хвалите девочек и мальчиков?
- Какими словами можно похвалить девочку?
- А мальчика? (ответы родителей)
Воспитатель: По мнению психологов, мальчиков хвалят мужскими словами : рыцарь, герой, защитник. Это воспитывает мужественность, смелость, ответственность.
Девочек хвалят ласковыми словами : принцесса, куколка, красавица, хозяюшка. Тогда она вырастет нежной, женственной, хозяйственной.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Встанем в круг, будем передавать друг другу мяч и называть слова, которыми можно похвалить ребенка. (игра)
Замечательно! А я приготовила для вас карточки с необычными словами, которые можно использовать для похвалы. Их редко используют в повседневной жизни, но они очень важны. Приложение 2.
(Слова напечатаны на бумаге двух цветов. Родители выбирают и зачитывают).
Воспитатель: Я думаю, что вы овладели искусством похвалы и предлагаю вам разделиться на две группы по цвету карточек.
Задание первой группе: похвалить ребенка за убранные игрушки.
Задание второй группе: похвалить ребенка за красивый рисунок.
(Родители объединяются в группы и обсуждают ситуации)
Воспитатель: Давайте заслушаем ваши ответы.
Как вы думаете, есть ошибки в ваших ответах. (обсуждение)
Правильно сказать: не «Ты мой помощник – молодец», а «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда».
Не «Ты у меня настоящая художница», тогда ребенок будет сомневаться в своих способностях, если другой рисунок не получится.
А обратить внимание на сам рисунок: «Какой красивый дом; Яркое солнце и т. д.», в этом случае ребенок сам сделает выводы о своих способностях.
Воспитатель: Дорогие родители, думаю, что помогла вам овладеть искусством похвалы. Но не забывайте, что кроме словесной похвалы существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры. Желаю вам успехов в воспитании детей и использовать искусство похвалы каждый день. Хочу похвалить и вас, работать с вами просто радость, беседуя с вами мне было комфортно и уютно.
На память о нашей встрече приготовила для вас буклеты.
Приложение 1
Пословицы про похвалу
• Доброе дело само себя хвалит.
• Из похвал шубы не сошьешь.
• Нынче покорю, а завтра похвалю.
• Хорошо то, что другие хвалят.
• Речи хвалебные, что воды лечебные: и лечат и калечат.
• Безмерная хвала чести вредит.
• В хваленой капусте много гнилых кочанов.
• За добрые дела всегда живет похвала.
• С похвал голова вскружилась.
• Хвалят — не гордись, учат — не сердись.
• Ругать хорошо поучая, хвалить — по делу.
• Что нельзя хвалить, то не хвали.
• Похвалу каждый любит.
• Зря похвалишь — человека испортишь.
• Не торопись себя хвалить, дождись, пока другие похвалят.
• Если тебя хвалят, то ты не хвались.
Приложение 2
Азбука похвалы для ребенка
Удивительно!
Гораздо лучше, чем я ожидала.
Великолепно!
Грандиозно!
Незабываемо!
Именно этого мы давно ждали.
Это трогает меня до глубины души.
Сказано здорово - просто и ясно.
Остроумно.
Экстра-класс.
Талантливо.
Ты сегодня много сделал.
Отлично!
Еще лучше, чем я мог подумать.
Потрясающе.
Неподражаемо.
Как в сказке.
Очень эффектно.
Ты - просто чудо.
Ты на верном пути.
Ты ловко это делаешь.
Это как раз то, что нужно.
Я тобой горжусь.
Я просто счастлив.
Мне очень важна твоя помощь.
Работать с тобой - просто радость.
Ты мне необходим.
Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
С каждым днем у тебя получается все лучше.
Для меня нет никого, красивее тебя.
Научи меня делать так же.
Тут мне без тебя не обойтись.
Я знал, что тебе это по силам.
Ты мне нужен именно такой, какой есть.
Никто мне не может заменить тебя.
Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Я сам не смог бы сделать лучше.