anya g
Беседа «Тимуровское движение» с обучающимися 12–18 лет
Целевая аудитория: несовершеннолетние 12-18 лет.
Форма и методы работы: рассказ, беседа, обсуждение, просмотр фрагмен-тов фильма, просмотр презентации, исполнение песни, упражнение.
Цель: создать условия для формирования у воспитанников активной жиз-ненной позиции гражданина и патриота, через формы тимуровского движе-ния.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с историей становления и развития тимуров-ского движения в России на примере произведения Аркадия Гайдара «Ти-мур и его команда».
2. Познакомить с законами и заповедями юного тимуровца.
Публикация «Беседа „Тимуровское движение“ с обучающимися 12–18 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Развивать ценностное отношение к совместной деятельности, чувства толе-рантности, гражданственности и патриотизма у несовершеннолетних.
4. Воспитывать любовь к родине, чувство гордости за ее успехи и озабочен-ность ее трудностями, уважение к прошлому и настоящему своего народа.
Ожидаемый результат: ценностное отношение к совместной деятельности, желание заниматься тимуровской работой.
Оборудование: звезда из картона (для знакомства и для рефлексии, портрет А. Гайдара, ноутбук, видеопроектор, доска, фильм «Тимур и его команда», фонограмма песни «Дорога добра» на слова Ю. Энтина, музыку М. Минко-ва.
План.
1. Начало занятия – приветствие воспитателя, знакомство с группой.
2. Вводная часть – рассказ воспитателя об истории становления и развития тимуровского движения в России, знакомство с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда», просмотр фрагментов фильма «Тимур и его коман-да», обсуждение.
3. Основная часть – знакомство с заповедями, главными качествами тимуров-ца, ознакомление с планом работы объединения.
4. Заключительная часть – исполнение песни «Дорога добра» на слова Ю. Энтина, музыку М. Минкова, рефлексия.
1. Начало занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Есть такая притча: как только рождается человек, на небе зажигается в его честь – звез-да. Каждый из вас, словно звездочка на небе, вы дарите людям своё нежное, красивое свечение. Но даже звезды не светятся в одиночку, а собираются в созвездия.
Вот и я вам предлагаю образовать созвездие для продуктивной и актив-ной работы, да и просто, чтобы вы комфортно чувствовали себя в данном коллективе. А для этого нам необходимо познакомиться. Сделать нам это поможет простое стихотворение и вот эта звезда! Я вам буду говорить слова:
«Светит ярко нам звезда, познакомиться пора!», а вы мне в ответ
Всем скажу привет, друзья, а зовут меня…», и называете свое имя, а вза-мен получаете вот такую звезду (звезды трех цветов).
И так мы начинаем! Знакомство с группой
2. Вводная часть.
Воспитатель: И звезды у каждого из вас объединились в созвездие. Наша объединение называется «Новые тимуровцы», а вы являетесь звездочками – тимуровцами.
Вот также в далекие 40–е годы, такими же звездочками собирались ребята, чтобы помогать людям, совершали добрые поступки, оказывали по-сильную помощь в тяжелое военное время. В этом году наша страна отме-чает 75- летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа завоевана ценой жизни наших отцов и прадедов, тех, кто воевал. Также Победа нам до-сталась благодаря непосильному, тяжелому труду тех, кто остался в тылу. Победа эта завоевана и благодаря таким же мальчишкам и девчонкам, как вы. Вы спросите как 11-12 - летние подростки могли помочь в деле победы? В 1941 году вышла книга детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Предлагаю вам посмотреть фрагменты фильма по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда», на просмотре которого выросло и вос-питывалось не одно поколение детей и молодежи. Фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей – быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. После этого фильма мно-гие ребята стали называть себя тимуровцами, т. е. возникло массовое патри-отическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является забота о нуждающихся в помощи людях.
Рекомендуется показать фрагмент о том, как Женя впервые попала на чердак к тимуровцам. Там Тимур, расстелив перед собой карту поселка, ре-шает с ребятами кому надо оказать помощь, в чем она заключается, и по-чему оказать помощь именно этим семьям.
Итак, ребята, как вы поняли, чем занимались Тимур и его команда в годы Великой Отечественной войны?
История тимуровского движения : В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух миллионов человек. Звание «Тимуровец» обязывало, оно действо-вало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным патриотиче-ским поступкам. Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заго-тавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поруче-нию раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые раз-нообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 года из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный по-дарками, собранными пионерами и школьниками республики. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленингра-де. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правитель-ства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.
Воспитатель: Как вы поняли, ребята, для чего тимуровцы помогали людям? Правильно, тимуровцы помогают тем, кто в этом нуждается. Эта помощь не за что-то, а просто от желания помочь, быть полезным. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книга про них написана давно и это уже не модно. Но все же, правильно говорят, что новое – это хорошо за-бытое старое.
Как вы думаете, кому могут оказывать помощь современные тимуров-цы?
(ветеранам, малышам, инвалидам, беречь природу и т. д.)
Согласны ли вы быть тимуровцами?
3. Основная часть.
Воспитатель: У тимуровцев есть свои заповеди.
На слайде вы видите заповеди тимуровцев.
1. Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь. (Не разрушать, а помогать окружающему миру, например - это субботники наши)
2. Живи для улыбки товарища. (Жить ради товарища, ради своих род-ных)
3. Лучше трудно, чем нудно. (Ты не можешь выполнить работу, но нужно постараться выполнить эту работу и не говорить, что не мо-гу, нужно делать через не могу).
4. Красота, но без прикрас, и добро не напоказ. (Мы делаем добрые де-ла, например, ко дню пожилых, 9 мая мы делаем поделки)
5. Помогай и защищай - нуждающегося в помощи. (Помощь инвали-дам)
6. Думать коллективно - работать оперативно. (Вместе думаем всем объединением, и быстро решаем, кто что делает и оперативно, т. е. быстро выполняем работу).
7. Спорить доказательно – для всех обязательно. (Истина рождается в споре, т. е. спорить нужно тогда, когда у тебя есть доказательство события)
Вот такими заповедями живут и творят тимуровцы.
Наш девиз: Делай каждый день добрые дела.
Воспитатель: А сейчас, ребята, познакомимся с главными качествами тиму-ровца.
Безвозмездная помощь. Что такое безвозмездная помощь – это помощь, ко-торая не требует обратной отдачи.
Справедливость
Воспитатель: А как вы понимаете это качество? Совершенно верно. Насто-ящие тимуровцы должны быть справедливыми.
Справедливый - это человек, который всегда придерживается правды, не-смотря на любые обстоятельства, т. е. это когда каждый получает по заслу-гам.
Давайте посмотрим эпизод из фильма «Тимур и его команда» как у них это получается.
В этом эпизоде вы увидели качества справедливость тимуровца? ( от-вет детей: да, это когда они поймали хулиганов и закрыли).
Верность. Тимуровцы верят в добро, они верны своим заповедям и никогда не бросают в беде товарищей. И следующий отрывок это подтверждает.
В этом эпизоде вы увидели качество верность тимуровцев? (Да, это было отражено, когда тимуровцы освободили своих товарищей, которых закрыл в темное помещение команда Мишки Квакина)
Целеустремленность. У тимуровца была цель помогать нуждающимся в по-мощи людям, с какими бы трудностями ему не пришлось столкнуться по жизни – он их обязательно преодолеет. Только такой человек может быть поддержкой и опорой для других, только у таких людей все получается и удается.
Целеустремленный - направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного.
Это качество в фильме «Тимур и его команда» хорошо представлено и отражено в характере этого героя. Внимание на экран.
И еще одно из важных качеств тимуровцев это-
Милосердие. Это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание. А кто из вас проявил милосердие по отношению к себе, друзьям?
- Вот ребята, мы и узнали, какими основными качествами обладает тиму-ровец.
В наше время тимуровское движение очень актуально. Дети, кото-рые вступают в эти ряды, видят мир другими глазами, они меньше времени проводят в виртуальном мире, они находят себе друзей среди таких же доб-ровольцев, как и они сами, они этот мир видят изнутри, таким, какой он есть на самом деле. На занятиях нашего объединения «Новые тимуровцы» мы с вами подробнее познакомимся с историческим прошлым родной земли, ис-торией нашего отечества, возникновения памятника землякам «Защитники Родины». Узнаем о героях Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войны, их подвигах; о волонтерском движении, милосердии, благотвори-тельных фондах и организациях; организуем сбор информации о ветеранах воины, пожилых людях, нуждающихся в помощи, будем совершать трудо-вые десанты по уборке территории памятников, организовывать встречи с ветеранами, поздравлять их с праздниками, оказывать посильную помощь.
Я уверена, что вы способны творить хорошие дела и поступки.
4. Заключительная часть.
Итак, ребята, что вы узнали сегодня ….
Кто такой тимуровец?
Какими качествами должен обладать тимуровец?
Какие добрые дела совершают?
Я призываю всех стать добрее, и вы увидите, как мир вокруг вас станет лучше!
В каждом из нас есть Солнце. Это солнце – Доброта. Доброта, способ-ность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чув-ство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Ведь чело-век рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке буквы алфавита обозначались са-мыми близкими человеку словами: З - земля, Л – люди, М – мысль, Д – доб-ро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ и творите ДОБРО.
Пусть песня «Дорога Добра» станет нашим гимном, давайте ее споем все вместе
Песня «Дорога Добра»
1. Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправится с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть это путь неведом
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
Я, предлагаю подвести итоги, с помощью тех самых звездочек, с кото-рых и начиналось наше занятие.
Если занятие вам понравилось, то не снимайте звездочки с вашей гру-ди, если вам не понравилось, оставьте звездочку на парте.
Итак, я предлагаю вам сделать свой выбор. (Дети выбирают)
По вашему выбору я поняла, что сегодняшнее занятие вам понравилось.
- На прощание мне хочется сказать вам СПАСИБО, т. к. вы хорошо пора-ботали, УДАЧИ, т. к. она не кому еще не мешала и до новых встреч. До сви-дания.