Папки-передвижки

Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»

Переверзева Александра
Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»

«Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»

Как писал В. Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация их досуга. Это первый шаг, который определяет дальнейшую судьбу человека. Именно в это время формируется личность, закладываются основы физического и психологического развития ребенка. Поэтому воспитателю так важно следить за тем, с какой интонацией и что он говорит.

Публикация «Консультация „Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку“» размещена в разделах

Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми фразами. Эти фразы слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка, причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной.

Что же это за фразы и чем они чреваты, рассмотрим ниже:

1. Психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.

Примеры фраз:

• «Отойдите от него все, пусть один сидит»;

• «Я смотреть на тебя даже не хочу».

Использование подобных фраз разрушает психическое равновесие ребенка, он может почувствовать себя ненужным и отверженным, и, как итог, замкнется в себе. Более того, возможна негативная реакция со стороны сверстников – они могут начать чувствовать свое превосходство, что даже может привести к травле

Рекомендация. Воспитателю следует направлять детей на сплочение коллектива, учить их совместной деятельности и побуждать к взаимопомощи.

2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.

Примеры фраз:

• «Будешь баловаться, в другую группу отведу»;

• «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы могут привести к развитию у ребенка страхов, так как они воспринимаются как угроза. Нередко их используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение.

Рекомендация. Эти фразы необходимо исключить, так как они нарушают базовые потребности ребенка в безопасности и принятии. Ребенку и без того сложно из-за разлуки с родителями, не стоит усугублять ситуацию подобными угрозами.

3. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.

Примеры фраз:

• «Посмотри, на кого ты похож…»;

• «С таким мальчиком никто не будет дружить»;

• «Не занимаешься – будешь глупым»;

• «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Неприемлемо использовать оценочные суждения, они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации, не используя негативных высказываний в ультимативной форме.

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

Примеры фраз:

• «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»;

• «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика»,

• «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.

Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…». 3уу

5. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.

Примеры фраз:

• «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика);

• «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»;

• «Настоящие мальчики не плачут».

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.

Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.

Примеры фраз:

• «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»;

• «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»;

• «Из какого места у тебя руки растут?»;

• «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!», «Как здорово у тебя получилось!»

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Примеры фраз:

• «Мне маме рассказать, что произошло?»;

• «Ну что, будем папу расстраивать?»;

• «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи

Примеры фраз:

• «Не перестанешь кричать, вызову милиционера!»

• «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;

• «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей

Примеры фраз:

• «Стой на месте»;

• «Замри!»;

• «Перестань крутиться».

Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Постоянное ограничение в движении негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Рекомендация. Лучше всего переключить чрезмерную активность с разрушительной на полезную. Организовать подвижные игры, водить хороводы, увлечь пальчиковыми играми.

Для того, чтобы взаимоотношения между воспитателем и ребенком были благополучными, воспитателю важно помнить, что прежде всего к малышу нужно относиться уважительно и иметь высокоразвитое чувство справедливости.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 1 классу". Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года»Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года» Педиатры отмечают, что развитие у каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Умения его совершенствуются с каждым днем,.

Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить»Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить» Ваш малыш с каждым днем взрослеет,радует вас новыми успехами,учится говорить. Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок скорей заговорил,как.

Консультация для родителей «Советы, которые спасут ребенку жизнь»Консультация для родителей «Советы, которые спасут ребенку жизнь» Безопасность и здоровье наших детей часто зависит от того,как он поведет себя в определенной ситуации. Узнать,знает ли он как себя вести.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»
Опубликовано: 28 января 2022 в 13:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД