Татьяна Гуменюк
Фотоотчет «Безопасность — сохранит жизнь нашим детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственно связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье- каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все мы их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.
Публикация «Фотоотчет „Безопасность — сохранит жизнь нашим детям“» размещена в разделах
Вот поэтому от нас, педагогов, зависит как мы спланируем педагогический процесс. Например, дети смогут лучше запомнить круг опасных предметов (колющих, режущих, пожароопасных, понять последствия неосторожного обращения с ними. Если мы проведём беседу, разберём пожароопасные ситуации, которые могут возникнуть в результате шалостей во дворе, на улице, подберём перечень вопросов для детей, игры, будем включать стихи, загадки, пословицы, то это всё сделает более понятными смысл запретов и способы безопасного поведения.
Основная группа потенциально опасных для детей предметов находятся дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи, поэтому я координирую свои действия с родителями. Для этого размещаю необходимую информацию на стенде, провожу с ними беседы, мастер –класс и родительские собрания.
Так же необходимо формировать целостность здорового образа жизни, потому что нам продиктовано современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно формировать у детей бережного отношения к природе и его обитателям.
Как мы знаем, формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечаем, как часто повторяем такие слова, как: «не трогай», «отойди», «нельзя». А иногда пытаемся объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много - ребёнок не сможет их выполнить в полной мере и неизбежно будет нарушать.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с нами взрослыми или с другими детьми в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок.
Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей воспитателя является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим надо больше обращать внимание на организацию различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Наша взрослая жизнь, особенно в городе, становиться всё сложнее для детей. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на зелёный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки. Короче говоря, навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. Прогулка – идеальное время для того, чтобы поговорить с ребёнком о его безопасности. Конечно, дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать её.
А вот если излагать их, так сказать «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
Вот такой пример. Подхожу я со своей внучкой к нашему дому. И вдруг – пронзительный визг тормозов. Оглядываемся. Разъярённый водитель кричит на мальчишку, который видно, под самым «носом» у него пересёк на велосипеде дорогу. Мальчишка тоже перепугался: никак не мог попасть ногой на педаль, чтобы удрать с «места происшествия». Внучка сказала, что это её друг и ему подарили на день рождения велосипед. А я сказала, что он чуть не попал под машину. И объяснила почему.
Во - первых, он выскочил из под арки нашего дома, не посмотрел ни направо, ни налево.
Во – вторых, слева и справа от арки большие кусты сирени. Вот поэтому водитель не видел его, а друг твой не видел движущейся машины.
Давай проверим – так ли это? Я играю водителя, а ты своего друга на велосипеде. Внучка с готовностью включилась в игру. И убедилась, что из – за кустов меня, т. е. машину, не видно.
Когда пришли домой, я предложила нарисовать, как всё было. Она с готовностью принялась за работу- нарисовала арку, кусты и машину. Схема готова. Внучка с ещё не прошедшим волнением рассказывала ребятам в детском саду о том, что случилось с её другом на улице.
В следующий раз во время прогулки я показала другие опасные места в нашем дворе. Это узкие проходы между многочисленными «ракушками». Дети увлёкшие игрой, частенько выскакивали из них на дорог перед подъездами, где носились туда – сюда машины.
И мы снова разыграли сценку «наезда», по очереди меняя роли: то я «наезжала»на выскочившую внучку, то она – на меня.
Я думаю, что полезно вот так, гуляя ненавязчиво показать ребёнку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. И уж, конечно, следует заранее выбирать маршрут, по которому ребёнок будет ходить в детский сад, в школу, объяснив ему и показав «в на туре», как он должен вести себя в пути.
Привожу несколько советов и рекомендаций, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям в их «семейном» курсе обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе.
Цель «безопасного» поведения - внушить ребёнку уверенность в его возможности, в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, он не попадёт в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдёт из неё выход.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определённому образу жизни. У ребёнка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
* Изучайте литературу, посвящённую безопасности детей. Так же полезно узнать мнение на этот счёт людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
*Учитывайте возраст своего ребёнка и его особенности, потому что пока малыш делает свои первые шаги или находиться ещё в коляске, никаким правилам безопасного поведения не научишь. Его жизнь- полностью в руках взрослых, которые окружают его.
*Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не даёт так много для понимания вашего ребёнка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души – о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребёнок умеет ориентироваться в различных ситуациях. Здесь нужно учитывать ещё одно обстоятельство: если малыш не имеет контакт со своими родителями, не доверял им, он ищет понимание, душевного участия у других людей и в других местах. Малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.
* Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Тут одной – двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребёнок сказанное вами, и выясняйте, что оказалось непонятным.
*Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребёнок.
*Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребёнок (потерялся, его куда-то насильно уводят и т. д., не будьте безучастным. Сегодня вы помогли чужому ребёнку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасёт вашего.