Александра Никонова
Блок «Реализация содержания дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания дошкольного образования предполагает опору на следующие принципы.
Принцип гуманизации ориентирует педагогического работника на приоритет общечеловеческих ценностей, личность воспитанника, создание условий для его развития, саморазвития, раскрытия творческих способностей, формирования социального опыта.
Принцип развития ребенка в деятельности предполагает организацию образовательного процесса в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду, при этом особое внимание уделяется общению.
Публикация «Блок „Реализация содержания дошкольного образования“» размещена в разделах
Принцип единства национальных и общечеловеческих ценностей предполагает осуществление воспитания и обучения на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, приобщение к национальной и общечеловеческой культуре.
Принцип непрерывности заключается в преемственности и последовательности реализации содержания воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип полноты предполагает комплексную реализацию содержания учебной программы по всем образовательным областям.
Принцип системности ориентирует на взаимосвязь компонентов образовательных областей, опору на ранее приобретенный воспитанниками опыт, уровень их актуального и ближайшего развития. Предполагает непрерывную организацию образовательного процесса в течение всего учебного года при гибком распределении содержания учебной программы в течение дня. Специально организованные в соответствии с учебным планом занятия, игры целесообразно проводить в первой половине дня, другие формы организации образовательного процесса – как в первую, так и во вторую половину дня, согласно распорядку дня группы.
Принцип интеграции предусматривает, что содержание каждой образовательной области органично вплетается в содержание всей учебной программы и обладает возможностями тематического объединения с другими образовательными областями. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации образовательного процесса учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).
Принцип дифференцированного подхода предполагает организацию образовательного процесса по подгруппам с учетом типологических особенностей, уровня развития детей.
Принцип единства двух организационных моделей (совместная со взрослым и самостоятельная деятельность) определяется пониманием роли и места педагогического работника и воспитанника в образовательном процессе, ориентация на взаимопонимание и взаимодейтсвие между ними.
Принцип активности ребенка предполагает создание условий для включения его в различные виды социально значимой деятельности.
Принцип связи с жизнью и практической значимости предусматривает использование формируемых способов деятельности, знаний и умений в повседневной практике.
Принцип наглядности предполагает использование в образовательном процессе различных видов наглядности с опорой на различные органы чувств воспитанника и его впечатления из жизненного опыта.
Принцип креативности ориентирует педагогических работников на создание условий для развития детского творчества, формирование способности находить нестандартное решение в специально созданных и естественных ситуациях.
Принцип учета условий проживания воспитанников предусматривает организацию образовательного процесса с учетом опыта взаимодействия воспитанников с окружающей средой в разных условиях проживания и семейного воспитания (город и сельский населенный пункт).
Принцип возрастной адресованности предполагает гибкую реализацию содержания образования с учетом возраста воспитанников. В разновозрастной группе содержание может выстраиваться последовательно (одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников) или одновременно (одно и то же содержание программы по образовательным компонентам используется для работы в разных возрастных группах с учетом их специфики и усложнения). При этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Принцип взаимодействия с семьей предполагает активное включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, установление партнерских отношений, сотрудничества в различных формах организации воспитания и обучения.
Принцип эмоционального благополучия предусматривает создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, учреждении, обеспечивает признание самоценности и неповторимости личности ребенка, формирование его уверенности в себе, адекватной самооценки.
Принцип создания развивающей предметно-пространственной среды предполагает организацию современного предметного пространства, игровой среды, условий для осуществления активной деятельности воспитанников, содержательного общения, исследования, творчества.
Развитие ребенка в деятельности предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности и соответствующих им форм организации образовательного процесса, используемых методов и приемов (см. таблицу).
Вид деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты, другие
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ, другие
Игровая Игра – дидактическая, подвижная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная, другие
Трудовая (имеет элементарный характер) Поручение, дежурство, коллективный труд, другие
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т. д., музицирование, театр и т. д., другие
Элементарная учебная Занятие, игра
5. Вариативные белорусские программы воспитания и обучениядетей раннего и дошкольного возраста
Наряду с программой Учебной программой дошкольного образования в дошкольных учрежденияхБеларуси используются скоррелированные с ней программы:«Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольномучреждении. Программа и краткие методические рекомендации» ( Минск:НИО, 2005).
«Программыобразовательныхуслугдетям шестого года жизни, непосещающим дошкольное учреждение» ( Минск: НИО, 2005).