оксана кокорина
Занятие по расширению знания детей старшей группы о растительном и животном мире леса «Богатство родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Образовательные области:
«Познание»
- Расширять знания детей о растительном и животном мире нашего леса;
- Вызвать у детей интерес к окружающему миру, учить различать животных по внешним признакам, вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним;
Публикация «Занятие по расширению знания детей старшей группы о растительном и животном мире леса „Богатство родного края“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать у детей познавательный интерес к изучению родного края, к жизни леса; развитие памяти, мышления, внимания, наблюдательности у детей, умение делать выводы;
- Воспитывать чувство гордости за родную природу родного края, бережного отношения к ней, привитие любви к природе, расширение кругозора.
«Художественная литература»
- Развивать эстетическое восприятие;
«Коммуникация»
-активизировать словарь (валежник, лукошко);
«Физическая культура»
- Развивать у детей двигательную активность с помощью динамической паузы;
«Региональный компонент»
- Закрепить знания детей о флоре и фауне ХМАО – Югра. Познакомить детей как звучит на мансийском языке слово берёза (хыль).
«Ручной труд»
- Продолжать закреплять умение детей делать поделки из природного и бросового материала, прочно соединяя детали.
Материал: мультимедийная презентация, аудиокассета с музыкой звуков леса, природный материал, бросовый материал, пластилин для изготовления макета. Предварительная работа: рассматривание альбомов о родном крае, чтение стихов о природе, рассматривание альбома о животных нашего леса, о птицах обитающих в наших лесах.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, я хочу предложить вам сегодня отправиться в путешествие по родному краю, узнать много нового и интересного о своей малой Родине – Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Жить на Севере - значит существовать в гармонии с природой. Ведь на земле есть два Царства. Это Царство Животных и Царство растений. У них все общее: земля, реки, моря…. Сегодня мы вспомним, какие растения, животные, рыбы обитают в нашей местности. Давайте совершим воображаемое путешествие в природу нашего края.
Ведь наша Югра богата - лесами, животными, птицей, дикоросами – это ягоды, грибы, кедровые орехи, а также реками, озёрами, где водится разнообразная рыба – щука, карась, лещ, язь, ёрш, окунь, налим, нельма, муксун.
И так, приготовились (звучит аудиозапись - музыка звуков леса.)
Представьте, что мы идем в лес (показ 1 слайда).
Воспитатель
- Какие деревья и кустарники растут в наших лесах?
Предполагаемые ответы детей. Ель, сосна, кедр, береза, осина, ёлка, малина, рябина, черёмуха.
Воспитатель (показ 2 слайда с изображением листьев рябины, берёзы, осины).
- А сейчас узнайте, листья, каких деревьев здесь изображены?
Ответы детей. Рябина, береза, осина.
Воспитатель. Ребята послушайте, как на мансийском языке будет звучать слово берёза-хыль.
Воспитатель (показ 3слайда, на котором изображены - ёлка с веточкой и сосна с веточкой).
- Какого цвета листья- иголки у этих деревьев осенью и зимой?
Ответ детей. Зелёного.
Воспитатель (показ 4слайда с изображением валежника, молодых деревьев, ели).
Ответь правильно на вопрос: Где взять дрова для костра?
А) набрать сухой валежник.
Б) наломать еловые ветки.
В) обломать молодые деревья.
Ответ детей. Набрать сухой валежник.
Воспитатель. Ребята, а кого ещё можно увидеть в лесу?
Ответы детей. Животных, птиц, насекомых.
Воспитатель (5 слайд - картинки птиц)
- А сейчас послушайте загадки и по отгадкам определите название птицы и найдите её среди других птиц.
1. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши: прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и …. (совы)
2. Вертунья, белобока
А зовут её…. (сорока)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки, Ведь это - ….(снегири)
4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?. (соловей)
А каких еще птиц можно увидеть в лесу?
Предполагаемые ответы детей. Глухаря, воробья, тетерева, куропатку, рябчика.
Физ. минутка. Игра «Охотник и птицы»
Воспитатель. Какие животные обитают в наших лесах?
Предполагаемые ответы детей. Медведь, лось, волк, заяц, лиса, белка, рысь. ….
послушайте стихотворение Андрея Тарханова.
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно –
Всё поймёшь и ты!
Определи по следам животных (6 слайд с изображением следов и животных).
Ответы детей. Медведя, лисы, белки, зайца.
7. Задание. Послушайте загадку:
Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи.)
А как называется дом у муравьев?
Ответ детей. Муравейник (показ 7 слайда)
Ответьте на вопрос: «Что будет, если разорить муравейник?»
А) Ничего не будет: муравьи его опять построят.
Б) Деревьям и животным станет хуже.
В) Некому будет кусаться.
Ответ детей. Деревьям и животным станет хуже.
8. Задание. Ребята, а что растёт в лесу кроме деревьев?
Ответы детей. Ягоды, грибы.
Говорят, что осень – грибная пора. Собери кузовок отгадок о грибах.
1. Рядышком с иголками
Грибки лежат под ёлками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки. (опята)
2. Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…. (подосиновик)
3. И под старою сосною,
Где склонился пень – старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден ….(боровик)
4. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали заметных
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежка)
Посмотрите ребята, какое полное лукошко грибом мы с вами набрали (8 слайд лукошко с грибами.)
9. Задание (9 слайд с изображением ягод)
Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какие из этих ягод растут в лесу? на болоте? А какие ягоды мы не встретим ни лесу, ни на болоте?
Воспитатель (10 слайд – река)
Ребята, гуляя по - лесу, мы вышли с вами к реке. А что мы можем увидеть на реке? Отгадайте загадку.
Над водою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет гибко,
На крючок попалась….(рыбка)
А как называют человека, который ловит рыбу?
Ответ детей. Рыбак
Каких рыб поймал рыбак? (показ 11 слайда)
Ответы детей. Карася, щуку, окуня, налима, язя.
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
В. Рождественский
Воспитатель. Ребята, наше путешествие в лес и к реке подошла к концу, мы много говорили о природе нашего края. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать». Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину. И мне хочется закончить наше путешествие словами В. Рождественского:
(Слайд 12)