Папки-передвижки

Занятие «Бумага, виды бумаги»

Соломина Юлия Николаевна
Занятие «Бумага, виды бумаги»

Тема занятия : «Бумага, виды бумаги».

Цель: Познакомить с многообразием видов бумаги.

Задачи:

В области обучения:

- познакомить с историей возникновения бумаги;

- познакомить с видами бумаги;

- закрепить знания работы с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации.

В области развития:

- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;

Публикация «Занятие „Бумага, виды бумаги“» размещена в разделах

- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;

-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);

-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;

- развивать интерес к искусству аппликации.

В области воспитания:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Материалы, инструменты и оборудование:

• наглядный материал (панно, сувениры, поделки)

• карандаши цветные

• карандаш простой

• цветная бумага

• ножницы

• клей

Методы и приемы:

• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;

• наглядные – показ образцов изделий, рассматривание иллюстраций;

• практические – аппликация по собственному замыслу из бумаги.

Ход занятия:

№ Деятельность педагога Деятельность

воспитанника Время

1 Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие педагога. 1мин.

2 Послушайте историю возникновения бумаги. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Редко кто задумывается о том, что бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоевания. С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром её называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего.

См. Приложение№1. Рассматривание образцов, просмотр иллюстраций.

15мин.

3 Ребята, бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Рассмотрим некоторые виды бумаги, которые получили наибольшее распространение.

Виды бумаги можно определить по плотности, гибкости, толщине, мягкости-твёрдости. См. Приложение№ 2. Работа по пособию «Виды бумаги». 7мин.

4 А сейчас немного поиграем - физкультминутка «Солнце спит».

См. Приложение№ 3. Дети выполняют гимнастику. 3мин.

5 Предлагаю вашему вниманию «Тест-опрос», который называется «Свойства бумаги и картона».

См. Приложение№ 4. Самостоятель-ная работа детей. 4мин.

6 Практический этап.

Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по собственному замыслу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно. Самостоятель-ная работа детей. 13мин.

7 Итоговый этап.

Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения бумаги. Что вам запомнилось особенно? А какие виды бумаги вы запомнили? Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.

Уборка рабочего места. 2мин.

Приложения к конспекту №2.

Приложение №1.

Об истории возникновения бумаги.

Бумага возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране (на Урале, в Сибири, Казахстане и др.). Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике. Этим рисункам по пять с половиной тысяч лет.

Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.

Человек не переставал искать всё более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заострёнными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки и выжигали на них иероглифы накалённым шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте.

В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии произрастал на мелководных участках озёр и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. На папирусе египтяне изображали события своей жизни, различные обряды, ремёсла.

Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получил своё название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во втором веке до н. э. начали изготовлять новый материал для письма.

На Руси пергамент стали выделывать в 15в. Для государственных грамот, сводов законов, особо ценных книг. Например, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» написан на пергаменте. Пергамент, прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий материал, прослужив людям на протяжении столетий, уступил дорогу только бумаге.

Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл Пай Лунь. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей в Средней Азии, Японии, Корее и др. Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.

В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды. Изобилие бумаги позволило арабским халифатам создавать огромные библиотеки.

В Европе бумага стала производиться с 12 века сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.

Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии. В начале18 века по приказу Петра 1 в России было построено несколько бумажных мануфактур и мельниц. Огромный бумажный завод построил в сороковых годах восемнадцатого столетия около Калуги в селе Сгомань Афанасий Гончаров (прадед жены поэта Александра Пушкина). Село вскоре стали называть «Полотняные заводы». Слава о бумаге, вырабатываемой на этих фабриках, пошла по всей России и шагнула за границу. Бумажная фабрика Гончарова считалась одной из крупнейших в Европе. Технология производства бумаги на Гончаровской мануфактуре мало чем отличалась от производства в ремесленных мастерских. Тряпьё вымачивали, и варили с древесной золой или известью в больших котлах. Затем массу промывали и толкли в механической толчее. Мастер–черпальщик, или как его называли – шкипер, брал кашицеобразную массу и черпаком разливал в специальные формы. Листы сырой бумаги перекладывали сукном. Прессовщик прессовал пачки рычажным или винтовым прессом. Отжатые листы бумаги для сушки развешивали на верёвках во дворе или чердачном помещении. После этого листы с поверхности проклеивали животным клеем и снова сушили.

Ко второй половине 18 века в России работало 20 крупных бумажных фабрик, и по решению правительства полностью прекратился ввоз бумаги из-за границы.

Обрабатывая бумагу определёнными химическими составами, ей можно придать разные свойства. Так, бумажная промышленность выпускает велюровую бумагу, которая очень похожа на настоящий бархат. Такая бумага является хорошим отделочным материалом. Научились делать и конденсаторную бумагу, которая в10раз тоньше человеческого волоса. Она необходима при изготовлении некоторых радиотехнических деталей.

Применяя различные технологические способы, бумажники создают новые виды бумаги.

Приложение №2.

Характеристика видов бумаги.

Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Рассмотрим некоторые виды бумаги, которые получили наибольшее распространение.

Бумага для печати.

1)Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование. Она имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы.

2)Книжно-журнальная бумага предназначается для печатания книг, журналов, нот.

3)Обложечная или упаковочная бумага выпускается для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек.

Крашеная бумага.

1)Глянцевая бумага получается из писчей путём одностороннего крашения с последующим лощением, что создаёт блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков.

2)Обойная бумага с рисунчатой поверхностью.

3)Обёрточная бумага бывает общего и специального назначения.

Бумага для письма.

1)Писчая, почтовая бумага наиболее высококачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы.

2) Бумага чертёжно-рисовальная.

3)Калька – это бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом.

Бумага впитывающая.

К этому виду бумаги относят промокательную, креповую. Вся она отличается мягкостью, приглушёнными цветовыми оттенками.

Картон – это тоже разновидность более плотной и твёрдой бумаги.

Приложение №3.

Физкультминутка «Солнце спит».

Текст Движения

Солнце спит, и небо спит. Сложенные ладошки к левой щеке, к правой щеке.

Даже ветер не шумит. Качаем поднятыми вверх руками.

Рано утром солнце встало, Подняли руки вверх, потянулись.

Все лучи свои послало. Качаем поднятыми вверх руками.

Вдруг повеял ветерок, Качаем раскрытыми в стороны руками.

Небо тучей заволок. Закрыть лицо руками.

И деревья раскачал. Качание туловища влево, вправо.

Дождь по крышам застучал. Прыжки на месте.

Приложение №4.

Тест-опрос «Свойства бумаги и картона».

Задание: поставь «да» или «нет» в нужной графе.

№ Свойства Бумага Картон

1 Имеет волокнистое строение

2 Бывает разных сортов

3 Трудно мнётся

4 Бывает разного цвета

5 Имеет большую толщину

6 Поверхность может быть и шероховатой, и гладкой

7 Обладает гибкостью и мягкостью

8 Можно клеить клеем

9 Легко резать сразу несколько слоёв

10 При намокании в воде коробится

Публикации по теме:

Фотоочерк о выставке «Бумага ста прикосновений»Фотоочерк о выставке «Бумага ста прикосновений» Людмила Рыбакова. «Бумага ста прикосновений». Фотоочерк о выставке. Выставка корейской бумажной пластики «Бумага — пятый элемент» начала.

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги»Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги» 1. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе. - Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (ложка,.

Дидактический альбом в младшей группе «Виды бумаги»Дидактический альбом в младшей группе «Виды бумаги» В рамках тематической недели «Свойства материалов», которая проходила в нашей младшей группе, я решила изготовить для детей наглядное.

Дидактическое пособие «Виды бумаги»Дидактическое пособие «Виды бумаги» Цель данного пособия - обогащение знаний детей о бумаге, о ее видах и свойствах. Воспитываем интерес к познанию окружающего мира, любознательность,.

Комплексное занятие «Свойства бумаги. Рисование лисы» к Дню бумаги на МAAMКомплексное занятие «Свойства бумаги. Рисование лисы» к Дню бумаги на МAAM Цель;закрепить знания детей о свойствах бумаги. Задачи: младших дошкольников познакомить со свойствами бумаги; у старших дошкольников.

Комплексное занятие по рисованию в разновозрастной группе «Виды спорта. Дети занимаются спортом»Комплексное занятие по рисованию в разновозрастной группе «Виды спорта. Дети занимаются спортом» Цель:развитие интереса у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через пополнение знаний о спорте. Задачи: младшая подгруппа:.

Проект «Волшебная бумага»Проект «Волшебная бумага» Проект: «Волшебная бумага» Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий. Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Бумага, виды бумаги»
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 08:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД