Наталья Ляхненко
«Кубанские хлеборобы». Целевая экскурсия в детскую библиотеку (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая экскурсия в детскую библиотеку
на тему: «Кубанские хлеборобы»
Программное содержание:
- обогатить представление детей о том, как выращивать хлеб на Кубани;
- познакомить с орудиями труда казаков в стародавние времена;
Публикация «„Кубанские хлеборобы“, Целевая экскурсия в детскую библиотеку (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Кубань
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в библиотеку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к хлебу;
- уточнить представление детей о труде хлеборобов.
- воспитывать чувство уважения к нашим предкам;
- гордость за свою малую Родину.
- Развивать интерес к труженикам сельского хозяйства, умение думать, делать выводы, умозаключения.
Материалы к занятию: картинки по теме; маски с изображением зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, овес).
Предварительная работа:
- Занятие: Познание (ФЦКМ) на тему: «Хлебные поля, - гордость Кубани»;
- Рассматривание иллюстраций «орудие труда»;
- Дидактическая игра «Для чего, кому что нужно».
Словарная работа: буханка, соха, борона, амбары, сноп.
Ход занятия:
Дети заходят в библиотеку и танцуют «Кубанскую плясовую», а затем встают полукругом, вперед выходит девочка, в руках у нее каравай, читает стихотворение :
- Здравствуй наша Кубань,
Благодатный край,
Хлебом да солью, светлой любовью
Гостей встречай! (дарит каравай работникам библиотеки).
Воспитатель: Дети как называется край, в котором мы живем?
Дети: Краснодарский.
Воспитатель: Столица Краснодарского края?
Дети: Город Краснодар.
Воспитатель: Как еще можно назвать Краснодарский край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Мы сейчас споем песни, которые называется «Ой, да Кубань» и «О Петровской хочу рассказать»
Ребенок читает стих:
- Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Теплый ветер,
Майский гром,
Солнце в небе голубом,
А еще людские руки,
Что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким:
Сильным, рослым, золотым.
Воспитатель: Дети о чем это стихотворение?
Дети: О пшенице.
Библиотекарь : Краснодарский край- это житница нашей Родины. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя большой труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Библиотекарь : День и ночь- и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы в постоянной тревоге за него.
Ребенок читает стих:
- Горячи в работе хлеборобы,
Выучка Кубанская видна :
Золотом зерна высокой пробы
Нивы труд оплатят их сполна.
Библиотекарь : Ребята, я хочу вам рассказать, как выращивали хлеб в стародавние времена: выращивали казаки хлеб сами, называли хлеб – буханка. При помощи сохи, казаки поохали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. (показать иллюстрацию) При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборные зерна, а затем рассыпали по полю и опять боронили землю, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собирали маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация, зерна высушивали и ссыпали в амбары.
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханку хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Таким был труд казаков, потому казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит.»
Ребята,а хотите поиграть? А заодно я увижу, знаете ли вы, как растет хлеб.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Библиотекарь : Ребята, а в наше время какие машины помогают собирать урожай? (ответы детей).
Библиотекарь : Он идет- волну сечет,
Из трубы зерно течет. (комбайн) (показ иллюстрации)
Библиотекарь : А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер. Зерно с полей убрали и везут его на элеватор, там его сушат и хранят.
На просторе, в море хлеба
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба.
Воспитатель: Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе.
1. Земля- матушка, а хлеб- батюшка.
2. Труд и хлеб всему голова.
3. Без золота проживем, а без хлеба- нет.
4. Кто надеется на небо- тот сидит без хлеба.
5. Не тот хлеб, что в полях, а тот,что в закромах.
6. Кто поохать лениться, у того и хлеб не родится.
7. С хлебом русским человек- богатырь из века в век.
8. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Библиотекарь : Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас отгадайте загадки:
- В холодных районах я созреваю,
Кашей перловой всех угощаю.
Догадаться вам не лень, золотистый я (дети- ячмень)
- Черный хлебушек хорош!
Нам его заменит (дети- рожь)
- чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем? (дети- колоски пшеницы).
Библиотекарь проводит с детьми дидактическую игру: «Найди то, что приготовлено из пшеницы.» ( На столе расположены: батон, булочка, печенье, блины, хлеб, сушки, бутылка кваса, конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т. д.) Ребенок должен выложить на стол все, что приготовлено из муки.
Воспитатель: Наши дети знают стихи о колосках:
- Золотое поле, спелый колосок,
Не роняй ты зерен на сухой песок.
Беспокойным ветрам не давай зерна,
Каждая пригоршня Родине нужна.
- Жесткая щетинка, пяток не коли,
Что осталось в поле- подбери с земли,
Каждый спелый колосок, каждое зерно,
Чтоб душистым хлебом стало и оно.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Земледелец» (Дети встают вкруг и по считалочке выбирают земледельца) :
- Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном, на стебле золотом.
Ты давай не зевай, земледельца выбирай.
Дети выбирают маски с изображением зерновых культур- пшеница, овес, ячмень, кукуруза и т. д. Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находиться.
Воспитатель: Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становиться жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка:
- Солнце светит, дождь идет,
Колосок растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Земледелец, не зевай, перемены отгадай.
Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.
Воспитатель: Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?
Дети: Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т. д. Кубань кормит хлебом всю Россию.
Воспитатель: А почему только в Краснодарском крае так хорошо растут злаки?
Дети: Потому, что у нас на Кубани благодатный климат, теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы.
Библиотекарь : В октябре отмечается праздник- день работников сельского хозяйства «Праздник урожая». В этот день награждают медалями, грамотами, ценными подарками знатных хлеборобов. Вы тоже сегодня потрудились и я хочу вам подарить вот по такому «Солнышку». Солнце- это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улицы, но и в нашей душе! Так пусть же это «Солнышко» улыбается нам и освещает наш путь! (библиотекарь дарит «Солнышки» детям, воспитателям, гостям; дети приглашают всех на чаепитие.)