Елена Шнайдер
Целевые ориентиры по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности:
развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);
Публикация «Целевые ориентиры по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
обогащать словарь:
расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;
продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов, родовые
(фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный);
развивать смысловую сторону речи.
формировать грамматический строй речи:
осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам) : употребление имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами;
упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского,
среднего);
практически освоить некоторые способы словообразования;
учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распространению предложений за счёт однородных членов (подлежащих, определений, сказуемых); составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых);
закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.);
развивать произносительную сторону речи:
развивать речевой слух : фонематический и фонетический;
уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции ( по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д. ;
совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р — л]; твёрдых и мягких [с — с’], [з — з’], [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к —к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’];
упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие — твёрдые);
работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение;
предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах;
упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям;
развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д. ;
развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих;
развивать и совершенствовать связную речь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) :
знакомить детей с материалами и оборудованием для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда и учить применять их на практике;
побуждать детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию, осваивать различные художественные техники (оригами, папье-маше, разрывная аппликация); использовать разнообразные материалы для создания художественного образа;
поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов;
формировать умение создавать постройку, конструкцию,
рисунок, скульптуру, прикладное изделие по образцу разной степени сложности;
формировать представление об алгоритме действий, учить действовать по алгоритму с опорой на схему;
учить действовать по словесной инструкции;
учить создавать продукт в сотрудничестве, партнёрстве (в паре, коллективно) и обеспечивать необходимые для этого условия;
создавать выставки, экспозиции;
привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая различные возможности и предложения;
совершенствовать навыки пения и движения под музыку, развивая чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования:
совершенствовать навыки пения индивидуально;
учить танцевальным движениям под музыку;
побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию:
учить музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуя умение согласовывать свои действия с действиями партнёров;
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
знакомить детей с произведениями о детях в стихах и прозе;
знакомить с произведениями театра и кино о детях;
знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков); давать представление о прикладных видах художественного творчества (по выбору) : ювелирное
искусство, создание одежды, литьё, резьба по дереву, кружево и т. д. ;
давать представление об эстетике в быту: дизайн предметов обихода; создание интерьера, дизайн мебели, светильников; эстетика в кулинарии;
давать представление о людях творческих профессий: как они обучаются, где и как работают;
давать представление о ландшафтном дизайне (искусстве создания парка, сада).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
совершенствовать навыки адекватного оценивания результатов и продуктов своей деятельности, готовность и желание совершенствовать их и продолжать повышение собственной компетенции — учиться;
пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:
показывать детям красоту своего города, села, посёлка с их ландшафтами, садами, полями, лугами, водоёмами и т. п. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности; создавать условия для восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания музыкальных произведений;
знакомить детей с высокохудожественными произведениями литературы, музыкального и изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура). Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств;
побуждать высказывать своё отношение к произведению, задавая вопросы;