Светлана Романькова
Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения.
Задачи:
расширить представление детей о межличностных отношениях, о значении и правилах общения;
раскрыть содержание понятий «общение», «интонация», «жесты».
воспитывать любовь и уважение, заботу и терпение по отношению к окружающим людям;
развивать творческие коммуникативные способности.
Форма проведения мероприятия: час общения с элементами игры.
Публикация «Час общения с элементами тренинга „Люди существуют друг для друга“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Оборудование: эпиграф занятия «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше». (Франсуа Ларошфуко).
Пословицы об общении, презентация, канцтовары, медиакомплекс.
Подготовительная работа:
Подготовка раздаточного материала «Мой круг общения», карточек для работы в микрогруппах, памяток с правилами общения, просмотр фильма «Щенок» детского семейного образовательного канала «Радость моя».
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово воспитателя. Общение людей.
II. Основная часть. Пословицы и поговорки.
Понятия «общение», «общаться».
Упражнение «Мой круг общения». Рефлексия.
Роль интонации в общении людей.
Работа с карточками в микрогруппах.
Игра «Пойми меня». Рефлексия.
Жесты.
Советы американского психолога Дейла Карнеги по общению с окружающими. Памятка «Правила общения».
Просмотр эпизода из фильма «Щенок». Обсуждение.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
I. Вступительное слово воспитателя.
Тема нашей встречи сегодня- это общение людей. Слайд 1.
Учиться жить среди людей, уметь общаться, также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Воспитатель: Эпиграф нашего занятия «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше». Я вам предлагаю, ребята, выразить своё отношение к словам Ларошфуко в заключение часа общения.
II. Основная часть.
Народ веками создавал свою культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений является пословицы и поговорки, которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как они учат нас общению.
Слайд 2. Пословицы и поговорки.
Кто людей любит, тот долго живёт.
Худо тому, кто добра не желает никому.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Ласковыми словами и камень растопишь.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.
Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.
Воспитанники по очереди читают и поясняют смысл пословиц.
Воспитатель: Так что же такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю.
Слайд 3.
Слайд 4.
Воспитатель: И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем:
• Слово «общаться» означает - быть заодно,
с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща,
давать кому-либо долю участия.
Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. Сейчас мы выполним с вами упражнение, которое поможет определить ваш круг общения. Оно так и называется «Мой круг общения».
Упражнение «Мой круг общения».
Необходимо начертить круг, разделить его на доли, подписать их (родители, друзья, родственники, воспитатели, соседи, учителя и т. д., выделить ярким цветом те, которые обозначают активное общение.
После выполнения задания дети обмениваются мнениями.
Воспитатель: Ребята, вы задумывались над тем, как осуществляется процесс общения? Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация. Снова обратимся к словарю.
Слайд 5.
Интонация - тон и манера произношения слова,
выражающие отношение говорящего к тому,
что он произносит.
Важно следить не только за тем,
что вы говорите,
но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Вы, наверное, замечали, что одну и туже фразу или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренно рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Кроме того, ребята, существуют качества человека, которые помогают его общению или усложняют его. Сейчас вы будете работать с карточками в микрогруппах по 2 человека. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» те качества, которые усложняют общение, мешают ему. После выполнения упражнения мы обсудим полученные результаты.
• доброта;
• сочувствие;
• подозрительность;
• внимание;
• отзывчивость;
• грубость;
• вежливость;
• зависть;
• жадность;
• искренность;
• лицемерие;
• лживость;
• доброжелательность;
• равнодушие;
• честность
(Ответы ребят).
Воспитатель: Общение невозможно без умения выслушать собеседника. Проиллюстрировать это правило общения можно с помощью игры. Она называется «Пойми меня».
Игра «Пойми меня».
Давайте выберем одного из вас и попросим его выйти из комнаты. (Один воспитанник выходит). Я предлагаю вам выучить пословицу, которая имеет непосредственное отношение к теме нашего занятия, а именно «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». Каждый из вас учит одно слово. Давайте прорепетируем, чтобы вы все произнесли свои слова одновременно.
Приглашается ребёнок и ему объясняется, что нужно понять, что скажут дети. По команде воспитанники начинают произносить слова пословицы. В итоге хаос, и никто не понимает, о чём речь.
Воспитатель: Итак, скажите, вы подтвердите или опровергните правило о том, что общение невозможно без умения слушать собеседника, а не говорить всем вместе? (Ответы детей).
Воспитатель: Психологи также отмечают, нашу речь оживляют жесты.
Жесты должны быть сдержанными, открытыми и доброжелательными. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас по возрасту, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.
Слайд 6.
Воспитатель: О том, что не рекомендуется делать во время беседы, вы узнаете из следующего слайда.
Слайд 7.
Что не рекомендуется делать во время беседы:
• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет;
• тереть кулаками глаза;
• почесываться;
• дергать кого-либо за рукав;
• стучать пальцами по столу;
• демонстративно рассматривать свои ногти;
• указывать пальцем, чесать затылок и т. д.
Движения человека должны быть целесообразными и естественными, соответствующими смыслу беседы.
Воспитатель: Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет.
Слайд 8.
Воспитатель: Дейл Карнеги, американский психолог, педагог и писатель, который стоял у истоков создания теории общения людей, считал, что выражение лица собеседника важнее, чем то, во что тот одет. А как вы считаете, ребята? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с советами Дейла Карнеги, которые помогут вам в общении с окружающими людьми:
Слайд 9.
1. Улыбайтесь.
2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.
4. Будьте хорошим слушателем.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
Воспитатель: Вы согласны с тем, что эти советы помогут вам в общении с окружающими людьми? Будете вы их придерживаться? (Ответы детей). На основе этих советов я оформила для вас правила общения в виде памятки. (Детям раздаются памятки с правилами общения).
Памятка «Правила общения».
1. Уважай собеседника.
2. Будь тактичен.
3. Не унижай собеседника.
4. Не принижай достоинств другого, не ставь его в неловкое положение.
5. Будь внимателен к говорящему с тобой.
6. Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
7. Стремись к взаимопониманию.
Воспитатель: Ребята, прошу вас встать.
Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. (Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.)
Воспитатель: На одном из предыдущих занятий мы обсуждали с вами правила нравственного поведения. Кто из вас помнит золотое правило общения? (Ответы детей). Посмотрим на слайд.
Слайд 10.
Воспитатель: Недавно мы смотрели с вами фильм «Щенок» детского семейного образовательного канала «Радость моя». Хочу, чтобы вы вспомнили эпизод из этого фильма и, после просмотра, ответили на вопрос «Почему у Лёши было тепло и радостно на душе?»
III. Подведение итогов занятия.
В заключение я предлагаю вам выразить своё отношение к высказыванию Ф. Ларошфуко, взятого в качестве эпиграфа к занятию. (Ответы детей).
Что нового и полезного вы узнали, что понравилось и что не понравилось вам на этом занятии? (Ответы детей).
Фотоотчёт.
Литература.
1. Герасимова В. А. Классный час играючи. Москва, 2003
2. Лом И. М. Правила хорошего тона. Смоленск, 1993
3. https://videouroki.net/
4. https://pedportal.net/
5. https://pedsovet.su/