Татьяна Компанейцева
Система работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.
Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей и есть ораторское искусство.
Старшие дошкольники готовятся к поступлению в школу, где им придётся перейти на новый уровень общения. В школе дети перед вчерашними дошкольниками встанет проблема общения с незнакомыми людьми, как со сверстниками, так и с педагогами, и так как ведущим видом деятельности у старших дошкольников все-таки еще остается игра, я поставила перед собой цель создать систему работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности.
Публикация «Система работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Исходя из поставленной цели, я предположила, что процесс развития красноречия будет успешным, если:
- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Начиная работать в этом направлении, я определила для себя этапы работы и разработала картотеку игр для каждого этапа.
На первом этапе я работаю над развитием силы и темпа голоса, для этого я использую игру «Полет на воздушном шаре».
Для этой игры нам понадобится следующий материал: карточки с символическим изображением типа воспроизводимой речи (тихо, громко, шепотом, обычным голосом, плоскостная модель земли, плоскостная модель воздушного шара.
Я раздаю детям карточки с символическим изображением типа воспроизведения речи и предлагаю воспроизвести фразу согласно заданному знаку-символу.
На первых этапах игры я передвигаю воздушный шар по модели земли в соответствии с заданным типом воспроизведения речи (как вариант - воспроизводимым ребенком, на последующих этапах движение шара может не соответствовать заданному темпу и силе голоса.
Речевой материал:
Я по камешкам пошел
Шубу шёлкову нашел.
Трое трубачей трубят в трубы
Галка села на палку Палка ударила галку.
Тары - бары, растабары!
У Варвары куры стары!
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду.
Шла собака через мост. Четыре лапы, пятый хвост.
Также для развития силы и темпа голоса я играю с детьми в игру «Самый быстрый скороговорщик».
Материал: картотека скороговорок различной степени сложности. Участники игры произносят скороговорки сначала медленно, тем быстро.
Кто проговорит скороговорку без ошибок, тот побеждает.
Речевой материал:
Приучить сороку
Одна морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель
И матросы три недели Карамель на мели ели.
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Хлещет, хлещет дождь
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощём,
А сам под дождём.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да тaк и не вылавировали.
Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
Но работы над силой и темпом голоса для развития красноречия недостаточно.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонациях. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз.», поэтому на втором этапе я работаю над интонационной выразительностью речи.
На данном этапе я использую игру «Скажи как».
Материал: шапочки (медальоны) с изображением животных.
В начале данной игры я предлагаю детям выбрать себе шапочку с изображением животного, после чего произношу слово (предложение, текст) и предлагаю играющим повторить за мной фразу с характерным звукоподражанием голосу животного, изображенного шапочке игрока.
Также развитию интонационной выразительности хорошо помогает игра «Позови соседа».
Для этой игры я предлагаю детям выбрать мнемокарту с изображением определенного эмоционального состояния человека (радость, удивление, грусть, восхищение, удивление, обида, неуверенность) и обратиться к своему соседу по имени, либо с какой-нибудь простой просьбой, которая соответствует эмоциональному состоянию, отображенному на мнемокарте.
На третьем этапе развития красноречия я работаю над правильным произношением.
Работу на данном этапе я начинаю с игры «Скажи как я».
Для данной игры у меня разработана картотека чистоговорок
Участники игры повторяют за ведущим слова, соблюдая интонацию расстановку ударений, четкость произношения.
Речевой материал:
Ла-ла-ла - сняли скатерть со стола.
Ус-ус-ус- мы несем домой арбуз.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Ро-ро-ро - потерял петух перо
Ся-ся-ся - мы поймали карася
Ко-ко-ко - дети любят молоко
Цы-цы-цы - в огороде огурцы
Хе-хе-хе - рыба плавает в ухе
Развитию правильного произношения, и формированию фонематического слуха способствует игра «Поставь правильно ударение»
Для этой игры у меня подобрана картотека предметных картинок, названия которых относятся к группе слов - омографов.
Педагог показывает участникам кружки и кружки, называет, их и просит повторить. Когда участники усвоят эти слова, воспитатель держит кружки на кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу.
Участники отвечают, педагог меняет предметы и снова спрашивает, где
находятся кружки, а где кружки по отношению друг к другу (участники
должны дать полный ответ).
Игра повторяется несколько раз с использованием различных предметов, названия которых относятся к группе омографов.
На четвертом этапе моя работа направлена на овладение детьми лексическими возможностями языка.
На данном этапе я использую игру «Назови другим словом».
Педагог называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие назвать иначе, другим словом?», дает образец правильного ответа: «Бросить мяч - кинуть мяч». После того как все участники поняли правила игры, педагог предлагает приступить к подбору синонимов.
• Речевой материал:
• Тяжелое заболевание (болезнь);
• Малое дитя (ребенок);
• Длинный путь (дорога);
• Спешить в детский сад (торопиться);
• Быстро прыгает (скачет);
• Погасить свет (потушить);
• Глядеть в окно (смотреть);
• Смелый человек (храбрый);
• Грустные глаза (печальные).
Аналогией данной игры является игра «Скажи наоборот».
Материал: мяч.
В данной игре дети выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему (педагогу). Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, участник делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первым подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот участник продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал:
Существительные: день, утро, восход, зима, весна, добро, друг, герой, награда, холод, веселье, расставание.
Глаголы: надеть, согреться, давать, влететь, забыть, говорить, въехать, выиграть, встать, волновать, белеть, найти, начинать.
Прилагательные: умный, добрый, здоровый, новый, быстро, гладкий, высокий, чистый, толстый, пустой, горячий, передний, разный
Наречия: налево, мягко, редко, случайно, громко, поздно, глубоко, широко, ярко, полезно, трудно, тяжело, лучше.
Игру «Скажи наоборот» можно разнообразить и преобразовать в игру «Сделай наоборот»
Материал: игрушки.
Педагог демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки) и задает участникам вопрос: «Что я сделал?». Участники отвечают: «Вы сели, опустили руки». Педагог спрашивает: «Сел, опустил руки, а^ наоборот. Что можно сделать?» Участники отвечают «Сел, опустил руки, а наоборот - встал, поднял руки». После объяснения хода игры педагог предлагает участникам приступить непосредственно к самой игре.
Возможные действия: опустить руки, закрыть глаза, вдохнуть,», показать левую руку, снять обувь, завязать бант, расстегнуть пуговицы, спрятать, построить, говорить, бросать, радоваться, забирать.
Окончив работу по овладение детьми лексическими возможностями языка, я перехожу к формированию представлений о конкретных признаках предмета и существенных признаках
На данном этапе я использую игру «Дорисуй».
В начале игры я предлагаю детям карточки с изображением предметов (животных, с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши.
Когда дети выберут себе карточку, я спрашиваю у участников об отсутствующей детали предмета и прошу дорисовать ее.
«Чего не хватает? Дорисуй». Участнику необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.
Очень нравится детям игра «Угадай по описанию»
В этой игре я прошу детей описать какой-либо предмет, назвав несколько его существенных признаков и отгадать какой-предмет был описан.
Также данную игру можно проиграть, используя «Чудесный мешочек».
Важным этапом работы по развитию красноречия у дошкольников является расширение объема словаря.
Здесь я использую игру «Алфавит вокруг нас».
Ведущий предлагает на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов. Побеждает тот, кто больше назовет предметов.
Заключительным этапом работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи.
На данном этапе я использую игру «Составь предложение».
Педагог предлагает участникам составить предложения по предложенным картинкам. Речевой материал:
Земляника - лес; малина - куст; поле - ромашка; мальчик - клубника; бабочка - шиповник; береза - сережки; цветы - клумба; огород - мяч; ель - грибы; ручей - камыши; осень - овощи; фрукты - здоровье.
Так же на данном этапе я использую игры, которые не только способствует развитию связной речи, но и умению детей находить ошибочные суждения в речи окружающих, одна
Из таких игр «Исправь ошибку».
Педагог предлагает участникам внимательно выслушать предложения и исправить их, если в них встречаются ошибочные суждения.
Речевой материал:
Огурец тонкий, а кабачок тяжелый.
Лимон кислый, а яблоко круглое.
Клен высокий, а осина тонкая.
Роза крупная, а незабудка синяя.