Юлия Бодарева
Консультация «Чем же разнообразить занятия по ментальной арифметике?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как развлечь детей? И желательно так, чтобы это веселье приносило пользу освоению предмета?
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры. Занятие построено 50/50, часть занятия обязательно уделяется счёту, часть – творческим заданиям, для развития внимая, памяти, мышления.
Остановимся на них подробнее.
1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения, которые активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Например:
Публикация «Консультация „Чем же разнообразить занятия по ментальной арифметике?“» размещена в разделах
- упражнение «Перекрестные шаги». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивает уровень мышления. Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, ладонью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.
- «Ленивая восьмерка» Возьмите карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности) Затем обведите 4-6 раз правой, а затем левой рукой.
- Игра «Робот» Например, ребенку даются команды: «Положи правую руку на левое плечо, а левой рукой возьмись за правый локоть. Опусти руки. А теперь левая рука достанет до правой щеки, а правая – до левой брови» и т. п.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через специальные двигательные упражнения. Они улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарные связи, способствуют развитию памяти, повышают устойчивость внимания.
И… оживляют детей на занятиях по ментальной арифметике :
Рассмотрим несколько двигательных упражнений. Их можно использовать в качестве разминки в начале нового урока.
«Колечко»
Делаем «колечко» — соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. И обратно. Ускоряем темп, меняем положение пальцев как можно быстрее.
«Ухо – нос»
Зажимаем левой рукой кончик носа, правой – левое ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук. Очень забавное упражнение
«Лезгинка»
Нужно сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Меняем положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.
«Кулак-ребро-ладонь»
Сжимаем кулак, потом выпрямляем ладонь ребром к столу (перпендикулярно столу, потом ладонь параллельно столу. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
В начале занятия, с целью создания положительного настроя, а также для включения детей в познавательную деятельность, можно использовать подвижную игру.
Воспитатель бросает мяч одному из игроков и называет его имя. Следующий игрок бросает мяч следующему игроку и называет его имя. И так продолжается до тех пор, пока все участники привыкнут к данному порядку. После чего воспитатель бросает мяч и называет имя того, кому бросает мяч, и того, кто стоит слева. На этом занятии меняется привычный ход игры, детям приходится быть более внимательными. Более того, в процессе игры тренируется скорость принятия решений, ведь детям нужно перестроится с привычного хода игры на новый.
Также в начале занятия можно использовать игру «Ассоциации». Воспитатель называет слово, а ребенок, не раздумывая, называет первое слово, которое приходит ему на «ум». Такая игра развивает воображение, память и быстроту реакции.
Физкультминутки
Хотя предпочтительнее разнообразить занятия тематическими играми, все же без самых обыкновенных физкультминуток тоже не обойтись. Они очень нужны после активной умственной деятельности ребенка или перед рассмотрением новой темы.
Можно использовать физкультминутки под музыку с увеличением темпа выполнения движений, такие, как «У оленя дом большой», «Самолет» и т. д.
Игры со счетом
Обычно рекомендуется играть в них в конце занятия.
«Живой абак»
Дети выступают в роли косточек на абаке. Каждому ребенку присваиваем цифру от 1 до 5. Ребята выстраиваются в линейку, как косточки на спице. На полу между косточкой «5» и остальными проводим воображаемую границу.
Воспитатель дает команды в виде примера: 1+2+1+5-2-1+3 =?
Дети двигаются либо к границе, либо от нее — в зависимости от команды. Потом спрашиваем у детей ответ. Такая игра развивает у детей командный дух и улучшает понимание счета на абаке.
«Счет с закрытыми глазами»
Считаем на абаке, закрыв глаза повязкой. Такая игра позволяет ребенку улучшить ментальный счет.
«Счет под интенсивную музыку»
Считаем ментально и на абаке под любую ритмичную современную песню. Такая игра позволят сконцентрироваться на счете и увеличивает темп счета.
«Счет со скакалкой»
Считаем ментально и скачем на скакалке. Такая игра помогает отучиться от использования рук при счете.
«Съедобные абаки»
Можно сделать с детьми съедобные абаки. Нам потребуются: шпажки — это спицы абака, маршмело, сладкая кукуруза — это косточки абака. Нанизываем на шпажку маршмело или кукурузу. Делим на верхнюю и нижнюю часть. Выделяем границу. И считаем примеры.
После игры можно будет съесть наши косточки.
Игра «Что есть что» или «Лото»
Цель: учить находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий (7 минут)
Лучше проводить игру на коврике или, если нет коврика, то за отдельным столом – важно, чтобы дети поменяли свое местоположение.
Игроки берут себе по полю (зеленое). Карточки (цветные) находятся у воспитателя. Воспитатель показывает одну карточку цветную. Дети должны определить, у кого на поле изображен контур этого предмета.
Ребенок, который нашел на своем поле спрятанный предмет, берет карточку у воспитателя и кладет на свое поле.
Игра заканчивается, когда один из игроков соберет все карточки на своем поле. Он становится победителем.
Игра «Кто быстрее»
Дети берут по полю (зеленое). Карточки цветные раскладывают изображением вверх. По сигналу ведущего участники начинают поиск карточек к своему полю. Тот, кто справится первым, становится победителем.
Игра «Найди по памяти»
Карточки цветные раскладывают на столе изображением вверх. Каждый участник берет наугад одно игровое поле, но не смотря на него. По сигналу ведущего участники переворачивают свои поля и стараются запомнить, что на них нарисовано.
Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и игроки переворачивают свои поля изображением вниз. После этого игроки начинают поиск своих карточек, среди общего набора (по памяти).
Тот, кто первым найдет все шесть карточек, говорит «стоп», и поиски прекращаются.
Игровое поле переворачивают и проверяют, правильно ли подобраны карточки. Тот, кому удалось собрать больше карточек, становится победителем.
Для проверки фотографической памяти.
Посмотрите на картинку. Запомните, что на ней изображено. Сейчас я ее уберу, а вы попробуете рассказать, что на ней изображено.
(опрашивать каждого ребенка по картинке)
- Кого вы видели на картинке?
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему вы так подумали?
- Расскажите, что делают дети.
- Если сможете, опишите одного ребенка, во что одет, какого цвета у него волосы, какая у него игрушка.
- Есть ли животные на этой картинке?
- Кто из взрослых изображен на картинке?
Слайд 12
«Игра «Обведи в кружок» (только бегемотов)
Цель: Развитие памяти, мышления, внимания.
Рисование двумя руками (одновременно, это помогает детям в развитии ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев рук и творческого воображения.
Головоломки: игры со спичками, «Колумбово яйцо» и др.
Лабиринты.
Таблицы Шульте, которые помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. Ребенку предлагается отыскать, показать и назвать числа в порядке их возрастания.
Как мы видим, ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешным дополнительным, развивающим занятием для детей.