Получи документы

Методическая разработка «Через музыку к здоровью»

Елена Владимировна Михайлова
Методическая разработка «Через музыку к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы

Сейчас, в условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из самых важных задач всех ДОУ. Поэтому современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Ведь здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Педагогам необходимо находить новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создавать благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Более десяти лет я занимаюсь музыкальным воспитанием детей, вовлекая их в мир музыки, раскрывая творческий потенциал, основой для которого является здоровьесбережение. Я с удовольствием использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, стараюсь разнообразить привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей, с пользой для здоровья. Каждое занятие я начинаю с валеологической песни - распевки, которая даёт позитивный настрой ребятам на весь день. Валеологическая распевка 1 (на мелодию русской народной песни «Ах вы сени»)

Публикация «Методическая разработка „Через музыку к здоровью“» размещена в разделах

С добрым утром Поворачиваются друг к Просыпайтесь, другу

Просыпайтесь поскорей! Разводят руки в стороны

Солнце в небе засияет Покачивают руками вверху

Станет деткам веселей! Хлопки в ладоши.

Мы погладим нежно лобик Движения по тексту.

Щечки, носик разотрем

Подрастаем как цветочки Вращают кисти рук

Хорошеем с каждым днём! Движение «Пружинка»

Руки мы вперед потянем Движения по тексту.

И похлопаем слегка

Улыбаемся друг другу Повороты друг к другу

Будь здорова, детвора!! ! (улыбаясь) Хлопки в

ладоши над головой.

Раcпевка 2 (На мелодию русской народной песни «Во саду ли в огороде»)

На полянке между кочек Дети сидят на корточках,

От травы зеленых, сжавшись в комочек

Потянулся вверх цветочек Медленно поднимаются.

Хрупкий, несмышленый.

Задрожал цветок от ветра «Дрожат.»

И листочки верх поднял Покачивают руками вверху

А потом росой умылся «Умываются»

Еще ярче засверкал. Разводят руки в стороны

Здравствуй,солнышко лесное! Хлопают!

Здравствуй-здравствуй детвора! Гладят по голове

Подрастаем как цветочки, Вращают кисти рук

Крикнем солнышку-Ура! Хлопают над головой.

Слушание музыки и разучивание текстов песен стараюсь сочетать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Например игровой массаж «Зайка», который использую на музыкальных занятиях в сочетании со слушанием музыки (см. ниже).

Приемы такого массажа чрезвычайно полезны детям. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует таким образом на весь организм в целом, а полная уверенность что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношение к собственному телу. А самое важное -повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Игровой массаж для тела «Зайка»

Зайка белый прибежал Дети легко постукивают пальцами

И по снегу прыгать стал. по ступням ног.

Прыг-скок, прыг-скок!

Непоседа наш дружок.

В барабанчик заиграл Дети шлепают по коленям

Бум-бум, бам- бам! ладошками.

А в лесу такой мороз Хлопают по плечам.

Зайка наш совсем замёрз.

Лапками- хлоп, хлоп, Хлопают в ладоши.

Ножками- топ, топ Топают.

Носик трёт, трёт, трёт Поглаживают крылья носа.

Ушки мнёт, мнёт, мнёт Пощипывают ушки.

Выше, выше прыгай зайка Выполняют легкие прыжки.

Смелый зайка- попрыгайка!

Перед пением песен на музыкальных занятиях, я занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, а также фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие. Поскольку способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

Основные задачи при использовании дыхательных упражнений:

укреплять физиологическое дыхание детей (без речи, формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох, тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительный вдох.

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз Вдох через нос, шумный выдох

Заморозил наш нос. в ладошку, которой прикрыто

Носик погреем, лицо.

Подышим скорее.

Отогрели нос, Глубокий вдох через нос,

А подбородок замерз. втянуть нижнюю губу под верхнюю,

длительно бесшумно подуть низ на

подбородок.

Ладошки погреем- Выдох на ладошке, произнося

Дышим веселее! слог «фа».

Чтоб не мерзли ножки Дети выполняют приседания с выдохом,

Попляшем немножко! Произнося слог «ух».

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Лягушка с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала. Дети зевают.

Травку сочную сжевала Имитируют жеватель-

Да водички поглотала ные движения, глотание.

Ротик растянула Широко растягивают губы в улыбке

Солнцу улыбнулась

Губки потянула Вытягивают губы «трубочкой»

Снова улыбнулась Растягивают губы в улыбке

Широко открыла рот Широко открывают рот

Песню звонко запоет!

Ква-ква-ква! Произносят звуки отрывисто и громко.

Артикуляционная гимнастика «Котик-рыжик»

Котик рыжик стал скучать- Дети зевают.

Не с кем дома поиграть.

Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык меж-

ду зубами вперед-назад.

Язычком их облизал, Облизывают рот по часовой

стрелке.

Влево-вправо потянулся Сильно высовывают язык

то вправо, то влево.

И, конечно, улыбнулся. Улыбаются.

К хомячку он подбежал Надувают щёки

Со слоненком поиграл, Вытягивают губы «трубочкой»

На лошадке прокатился Цокают языком

Вот как рыжик веселился! Хлопают в ладоши.

В сочетании с музыкально-ритмическими движениями успешно применяю речевые игры. Использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движением, звучащими жестами.

Также можно использовать детские музыкальные инструменты.

Часто мною используется ритмодекламация. Это ритмичное произношение текста на фоне звучащей музыки. Подбираю музыку в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка и содержанием текста. Понятно, что образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры со звучащими жестами.

Игра 1. Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра Хлопки чередуются со шлепками

по коленям.

Веселится детвора! Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам, шлёп-шлёп. Притопы.

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. Хлопки.

Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.

А скорее догоняй! Убегают от «дождика».

Игра 2. Листопад

Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку.

И летят, летят, летят! Качают руками.

В своей деятельности успешно использую музыкотерапию. На музыкальных занятиях стараюсь сочетать ее с танцевальной импровизацией. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Использую как активную так и пассивную форму. В активной форме дети осуществляют двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словестный комментарий. В пассивной- дети прослушивают музыку специально. Рекомендую всем педагогам уделить внимание не только использованию музыкотерапии в НОД, но и рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна.

Для этого лучше использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении 3-4 недель, чтобы у малышей выработался рефлекс просыпания. Кроме того, можно использовать комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Упражнение для пробуждения «Просыпайтесь глазки!»

Просыпайтесь, глазки! Дети лежат на спине,

Глазки все проснулись? легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки Растирают уши

Ушки все проснулись? ладошками.

Просыпайтесь, ручки Растирают руки

Ручки все проснулись? от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки Стучат пяточками

Ножки все проснулись? по кровати.

Просыпайтесь, ребятки Поглаживают животик

Потянитесь в кроватке! Потягиваются

Надеюсь, что данные упражнения станут полезными в педагогической деятельности коллег. Благодаря здоровьесберегающим технологиям, мы можем повышать адаптивные возможности детского организма, укреплять здоровье детей. Ведь наша задача- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка. Бесспорно, что музыкально-оздоровительная работа в ДОУ должна быть направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Так давайте дадим возможность нашим детям, оздоравливаясь, познать мир музыки. Пусть музыка и здоровью шагают вместе, крепко держась за руки!

Публикации по теме:

Презентация детского сада Детский сад "Улыбка"- это добрые, умные, милые, веселые, шумные, замечательные дети. В нашем детском саду восемь групп, которые посещают.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Через музыку к здоровью»
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 12:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Через музыку к здоровью»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Михайлова (УИ 319445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД