МААМ-картинки

Консультация «Что делает психолог в детском саду?»

Ирина Шруб
Консультация «Что делает психолог в детском саду?»

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Публикация «Консультация „Что делает психолог в детском саду?“» размещена в разделах

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.)

Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи

• Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;

• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ

• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана

Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития

• Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;

• Оказание консультативной помощи родителям и педагогам

• Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям :

Психологическая диагностика

• Коррекционно – развивающая работа

Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей :

Консультирование по проблемам развития

• Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы

Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;

Психологическое просвещение

• Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

___

В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа Что делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года) • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка

• ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой

• игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка

консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии

• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 - 5 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

• индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.

• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

• коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

подготовительная группа

(6 - 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

• индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).

• индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

• развивающие занятия с детьми по подготовке к школе

• итоговая диагностика готовности к школе детей

подготовительная группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 - 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

• индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.

• индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

• коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 - 4 ребенка)

• итоговая диагностика готовности к школе детей

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

Психологическая диагностика

Коррекционно– развивающая работа

Психологическое просвещение и профилактика

Консультирование

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

• Познавательная сфера

• Регуляторно - волевая сфера

• Эмоционально – личностная сфера

• Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.

психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУи школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Психолог в ДОУ Коррекционно-развивающая работа Психологическое просвещение и профилактика Консультирование

Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ

Адресатом психологической помощи является ребенок.

Психологическая помощь организуется :

• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;

• на основании результатов психологической диагностики;

• на основании рекомендаций ПМПК.

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

• Игровая терапия

• Арт-терапия

• Куклотерапия

• Песочная терапия

Психогимнастика

• Элементы нейропсихологической коррекции

• Релаксационные упражнения

• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

• Упражнения для развития познавательных процессов

Психологическое просвещение и профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д.

• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями

• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

• выступления на родительских собраниях

Консультативная деятельность психолога ДОУ

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

• по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

• по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,

• по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния

• активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Публикации по теме:

Проект «Что делает наш город красивым» Творческий проект «Что делает наш город красивым». Проект реализовывался с детьми подготовительной к школе группы, в течение недели Актуальность.

Адаптация в детском саду. Консультация психолога ОБ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ И ДОВЕРИИ К МИРУ Каждый год специалисты нашего Центра отвечают на десятки писем обеспокоенных родителей малышей,.

Консультация «Читайте детям книги, чтение книг делает нас лучше!» Читайте детям книги, чтение книг делает нас лучше! Хотите узнать, что волнует детей, чем они интересуются, о чем мечтают- прочтите удивительную.

Презентация «Что такое квест-игра в детском саду?» слайд 2. Сегодня мы провели с детьми игру - квест, наверняка многие из вас проводили такие игры – путешествия. Особенно часто такие игры.

Дидактическая игра для детей старшей группы «Кто и что делает из дерева?» Дидактическая игра для детей старшей группы «Кто и что делает из дерева?» Цель: расширить представление детей о том, что разные мастера.

Консультация «Адаптация в детском саду» Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка.

Консультация для педагогов и родителей «Что должно быть у ребёнка в шкафчике? Одежда детей в детском саду»Консультация для педагогов и родителей «Что должно быть у ребёнка в шкафчике? Одежда детей в детском саду» В детском саду на каждого ребёнка имеется индивидуальный шкафчик. В большинстве случаев случается так, что в них находится и хранится очень.

Консультация для родителей «Что должно лежать у ребёнка в шкафчике в детском саду» Очень важно с ранних лет прививать детям навыки самообслуживания. Ребёнок учится самостоятельности. А это значит, в детском саду он сам.

Экологический проект в детском саду «Вместе сеем огород и посмотрим, что растёт!» ВидеоЭкологический проект в детском саду «Вместе сеем огород и посмотрим, что растёт!» Видео Экологический проект "Вместе сеем огород и посмотрим, что растет" Описание проекта: Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению.

Консультация «Экспериментирование в детском саду» Экспериментирование в детском саду. Старший дошкольный возраст. В воспитательно - образовательном процессе детского сада экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что делает психолог в детском саду?»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 23:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД