Александра Гаршина
Что должен знать и уметь ребёнок к 4-летнему возрасту
Физическое развитие
В четырехлетнем возрасте ребенок активно развивается физически. Он уже хорошо координирует движения и становится все более активным. Нормально развивающийся малыш к четырем годам должен уметь:
• быстро и уверенно бегать, легко меняя направление, темп, преодолевая препятствия;
• держать равновесие, стоя на одной ноге;
• ходить по бордюру, бревну, наклонной доске;
• прыгать на одной и двух ногах вперед, в сторону, с разбега;
• залезать по вертикальной лестнице, висеть на перекладине;
• ходить на цыпочках, внешней, внутренней стороне стопы;
• кувыркаться;
Публикация «Что должен знать и уметь ребёнок к 4-летнему возрасту» размещена в разделах
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Младшая группа
- Средняя группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
• ходить задом наперед, повернув голову назад;
• кататься на самокате или детском трехколесном велосипеде;
• самостоятельно есть.
Умственное развитие
Четырехлетний ребенок должен уметь следующее:
• концентрировать внимание на текущем занятии в течение 7 минут;
• знать свое полное имя, фамилию и отчество, а также имена членов семьи и домашний адрес;
• помнить дорогу от дома до детского сада или другого места, куда он часто ходит со взрослыми;
• запоминать и уметь пересказывать недавно произошедшие события;
• собирать пазлы с крупными элементами;
• хорошо ориентироваться в пространстве, различать право, лево, верх, низ;
• запоминать основную сюжетную линию сказки, рассказа;
• сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;
• знать время суток, времена года, уметь рассказать, чем они отличаются друг от друга;
• знать названия животных, предметов, деталей одежды и т. д. ;
• выполнять несложные задания по образцу;
• раскрашивать картинки.
Развитие речи
В идеале словарный запас четырехлетки должен составлять около трех тысяч слов, хотя на практике дети обычно употребляют около одной тысячи. Малыш должен уметь четко и ясно доносить до взрослого свою мысль. В речи должны присутствовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В этом возрасте дети могут рассказать, что произошло с ними за день.
Четырехлетний ребенок должен уметь:
• говорить предложениями из 4-8 слов;
• уметь согласовывать части речи между собой;
• вести диалог со сверстниками и взрослыми;
• уметь описать предмет;
• понимать антонимы (светло-темно, большой-маленький);
• различать единственное и множественное число;
• заучивать на память короткие стихи;
• уметь составлять короткий рассказ по картинкам;
• пересказывать небольшие произведения, пользуясь подсказками и наводящими вопросами;
• знать предлоги и понимать их;
• уметь определять первый звук в словах;
• знать некоторые буквы.
Логическое мышление
В четырехлетнем возрасте наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным. Малыш познает свойства предметов не только взаимодействуя с ними, он уже может размышлять о них и делать соответствующие выводы.
В четыре года дети должны уметь:
• находить лишний предмет в группе подобных;
• отыскивать отличия на похожих картинках;
• понимать, каких элементов не хватает на рисунке;
• придумывать логический конец заданной сюжетной линии;
• находить выход из нарисованного лабиринта;
• угадывать предмет или животное по словесному описанию.
Математические представления
Многие дети четырехлетнего возраста уже считают и знают цифры. В норме малыш должен уметь:
• считать, как минимум до пяти;
• знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
• уметь сосчитать количество предметов на картинке в пределах пяти;
• сравнивать группы предметов, используя понятия «один», «много», «мало»;
• знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).
В этом возрасте малыши могут считать не только до пяти, но и до десяти и даже писать некоторые цифры.
Окружающий мир
Дети 4 лет активно познают окружающий мир. Задача родителей – всячески помогать им в этом, пополняя копилку знаний. Ребенок в 4 года должен знать следующее:
• названия и назначения основных бытовых предметов (посуда, холодильник, телевизор);
• несколько названий деревьев и цветов;
• названия всех частей тела человека и животных и понимание отличий строения человеческого тела от тела животного (руки-лапы, ногти-когти);
• понимать, что у людей и животных, помимо внешних органов, есть и внутренние, знать названия некоторых из них (сердце, мозг);
• уметь назвать и элементарно описать несколько профессий (водитель, врач, знать, кем работают родители;
• различать разные виды транспорта;
• знать названия продуктов питания, уметь описать их вкус (сладкий, соленый);
• различать материалы, из которых сделаны предметы (дерево, металл, бумага);
• уметь называть отдельные детали предмета (ручка чашки, ножка стола);
• знать свой возраст, город и страну проживания;
• понимать основные родственные связи в семье (бабушка – это мама мамы и т. д.).
Это минимальный набор знаний, которые должен иметь четырехлетний ребенок. Дети этого возраста могут знать намного больше. В детском саду они изучают погодные явления, деятельность, свойственную для разных времен года (осень – уборка урожая и т. д., повадки животных и птиц, сезонные праздники.
Мелкая моторика
Развитие навыков мелкой моторики напрямую связано с когнитивными функциями – памятью, вниманием, мышлением, речью. Поэтому очень полезно организовывать игры и занятия, развивающие мелкую моторику рук – рисование, лепку, собирание мозаики, конструктора.
В четыре года ребенок должен уметь:
• нанизывать бусины на нитку;
• уверенно держать в руке ложку, карандаш, кисточку;
• раскрашивать рисунок, не вылезая на контурную линию;
• вырезать ножницами фигуру по контуру;
• обводить карандашом, ручкой или фломастером трафарет;
• лепить из глины и пластилина, соединять слепленные элементы в единую фигуру;
• продевать шнурок через отверстия.
Для развития мелкой моторики хорошо подходят пальчиковые игры, игры с песком и формочками, различные творческие занятия.
Навыки самообслуживания
Ребенок должен уметь:
• чистить зубы, полоскать рот;
• умываться, мыть руки, вытираться полотенцем;
• принимать душ;
• самостоятельно ходить в туалет;
• сморкаться в носовой платок и вытирать нос и рот;
• пользоваться расческой;
• застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки;
• надевать и снимать одежду, обувь;
• пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
• знать, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
• понимать, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
• убирать игрушки, складывать одежду.
Изобразительная деятельность
В 4 года ребенок должен уметь:
• рисовать карандашами, фломастерами, красками;
• раскрашивать раскраски;
• уметь передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
• уметь нарисовать человека, животное, дерево.