Наталья Устинкина
Что должно беспокоить родителей в ребенке
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте до года:
– выраженная тревожность, крикливость;
– нарушение сна;
– плохой аппетит, частые срыгивания;
– плохая прибавка в весе;
– плохая реакция на звук и свет;
– очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;
– нарушение тонуса мышц, судороги;
– повышение внутричерепного давления;
– частые простудные заболевания;
– тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов, операции.
В возрасте от 3 до 5 лет:
– чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
Публикация «Что должно беспокоить родителей в ребенке» размещена в разделах
– раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
– чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
– плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);
– страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);
– тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
– хронические заболевания;
– трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
– сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие нарушения зрения;
– задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже, дефекты зкукопроизношения;
– заикание.
В возрасте 5–6 лет
– частые хронические заболевания, операции, травмы;
– импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
– чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
– нарушения сна;
– страхи;
– навязчивые движения, кривляния;
– боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
– трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.
ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Находят ли понимание потребности вашего ребенка дома?
1. Цените ли вы мнение ваших детей и можете ли вы чему-нибудь у них поучиться? Или вы всегда лишь читаете им нотации?
2. Выслушиваете ли вы своих детей и смеетесь ли с ними вместе? Находите ли вы время для того, чтобы ваши «внутренние дети» порезвились вместе?
3. Уважаете ли вы собственность и личное пространство своих детей?
4. Объясняете ли вы детям причины принимаемых вами решений?
5. Часто ли вы хвалите своих детей?
6. Можете ли вы иногда признать, что совершили ошибку и извиниться?
7. Учите ли вы своего ребенка уважительно и с сочувствием относиться к другим людям?
8. Находите ли вы время, чтобы рассказать детям о различных проявлениях этого мира, природе и животных, например о том, для чего нам нужен дождь или почему у таракана шесть лапок? Слушаете ли вы их, когда они пытаются поведать вам о своем видении мира? Слушаете ли их объяснение, даже если вам уже известна эта информация?
9. Часто ли вы поощряете своих детей или же вместо этого говорите им, что они никогда и ничего не могут довести до конца?
10. Делаете ли вы для детей те вещи, которые они вполне могут сделать для себя сами?
11. Возлагаете ли вы на своих детей обязанности по дому и предоставляете ли право выбора этих обязанностей?
12. Не слишком ли часто вы поправляете своих детей? Если да, корректируйте их только по самым важным вопросам. Действительно ли так важно, чтобы ваш ребенок слышал ваши подсказки и указания каждую секунду?
13. Замечаете ли вы, когда ваши дети ведут себя хорошо, и хвалите ли вы их за это?
14. Регулярно ли собирается ваша семья для того, чтобы обсудить, кто за что отвечает, и наметить, куда пойти в ближайшее время всей семьей? Играют ли ваши дети важную роль во время таких собраний, и учитывается ли их мнение при принятии решений?
15. Рассказываете ли вы своим детям о различных эмоциях и способах их проявления или считаете, что некоторые эмоции никогда нельзя проявлять?
16. Выслушиваете ли вы своих детей, когда они жалуются на одиночество, депрессию или изоляцию? Или вы пропускаете их жалобы мимо ушей, считая, что все пройдет?
17. Насколько отчетливо вы представляете себе ваши действия, когда ребенок плохо себя ведет?
18. Не перекармливаете ли вы своих детей сладким и консервами? Есть ли у них аллергия и не становятся ли они гиперактивными после приема определенной пищи?
САМОДИАГНОСТИКА ТИПОВОГО СЕМЕЙНОГО СОСТОЯНИЯ
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднён, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете своё самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил (а, все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват (а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критичные взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в моё отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо ещё многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез (ла, то никто бы этого не заметил.
17. Идёшь домой, думаешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Бланк ответов.
Номера вопросов Сумма
баллов Шкала Д/з
1 4 7 10 13 16 19 В 5
2 5 8 11 14 17 20 Т 5
3 6 9 12 15 18 21 Н 6
С 14
Ответы, обведённые кружком, равны 1 баллу. «В» – чувство вины, «Т» – тревога, «Н» – нервно-психическое напряжение, «С» – общая семейная тревога, «Д/з» – значение, при котором состояние диагностируется.