Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Что изображает ваш малыш на бумаге?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Что изображает ваш малыш на бумаге?»
Подготовила: воспитатель
Махмудова Т. В.
Почему дети с таким удовольствием маркируют листы карандашом? Психологи утверждают, что таким образом они выражают свои переполняющие их чувства; это способ понимания себя и окружающего мира. Неудивительно, что по рисунку можно многое сказать о том, нравится ли маленькому художнику его жизнь или он чувствует себя не слишком комфортно на этом свете. Хотите заглянуть внутрь детской души? Предложите малышу взять карандаш и альбом, и нарисовать семью. Не подсказывайте, не указывайте, кого и как рисовать. Просто наблюдайте. Возможно, вы удивитесь результатам.
Публикация «Консультация для родителей „Что изображает ваш малыш на бумаге?“» размещена в разделах
Какой порядок выберет ребенок для нарисованных членов семьи? Если он начнет с себя, это не обязательно свидетельствует о его эгоцентризме. Ведь дети рисуют свой мир, где они - главные герои. Но если он изобразит только себя, это может указывать на то, что он не чувствует себя частью семьи, ощущает себя в одиночестве. Обычно после себя дети рисуют того члена семьи, который для них самый важный. Обычно на бумаге в конце появляются наши младшие братья - кошка или собака. Если же вторым появляется хвостатый друг, то это может означать, что ребенку одиноко. Если ребенок не нарисовал кого-то из близких, это может быть плохим знаком. Возможно, этот человек ему не нравится. Возможно, это ответ на какую-то обиду или наказание. Дети всегда спешат вырасти, поэтому они изображают себя так, чтобы быть наравне с взрослыми, ну, может быть, немного ниже. Если же ребенок изобразил себя слишком маленьким, то, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять свою индивидуальность.
«ЕДИНСТВО»
Если на рисунке все члены семьи стоят вместе, держась за руки, ребенок чувствует себя частью целого, которое называется "семья". Он уверен, что его все любят. Ребенок изображает ближе всех к себе самого милого человека, которому он доверяет. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, могут быть изображены на листе бумаги в разных уголках или в отдельных окошках. Младшие сестры или братья также часто оказываются на задворках. Если они еще и крошечные, то это означает, что ребенок ревнует и борется за внимание родителей. А вот улыбки от уха до уха, украшения, цветы, воздушные шары, парящие как бабочки вокруг – надежный признак того, что малышу хорошо в этом мире. В детском рисунке старших дошкольников заметно улучшение в изображении различных частей тела, при этом детали становятся более важными. Отсутствие какого-либо элемента тела может свидетельствовать о наличии определенных страхов или проблем. Например, длинные руки на рисунке кого-то из близких людей могут указывать на страх перед наказанием или ударом. Если отец часто выражает недовольство и ругает ребенка, то на рисунке может отсутствовать изображение рта. Большие и массивные ноги на фигуре могут свидетельствовать о чувстве напряженности в семье и стремлении к более устойчивым отношениям в семейном кругу. Ребенок, который чувствует дискомфорт в окружающем мире, изобразит на своих рисунках устрашающих персонажей с широко расставленными руками и крупными пальцами. Художник, предпочитающий изображать фигуры с длинными ногами, вероятно, стремится к самостоятельности, в то время как новичок, изображающий персонажей с поднятыми руками, может неудачно передавать свои мысли. Это может свидетельствовать о его желании вызывать страх и наслаждаться тем, что его боятся.
«НЕБЕЖНОСТИ ЦВЕТА НЕБА»
Самые родные и любимые, малыш постарается окрасить тем же оттенком, что и он сам.
Энергичные и беспокойные обычно выбирают теплые и огненные цвета – малиновый, оранжевый.
Дети, предпочитающие холодные оттенки, обычно тихие, мечтательные и серьезные. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый.
Контраст между черным и белым – отражение внутреннего противоречия, с которым ребенок не может справиться.
Также обратите внимание на то, как ваш ребенок раскрашивает картинку. Если карандаш постоянно выходит за контур, это означает, что ребенок стремится к свободе и обладает даром независимости. Если изображение раскрашено аккуратно канцелярскими принадлежностями, особенно если между контуром и заливкой остается белая полоса, это может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе, ощущении беззащитности и постоянной потребности в вашей поддержке.
Признаками тревоги у ребенка могут быть множественные линии, частые исправления, недорисованные элементы.
Например, плотное зачеркивание глаз или изображение глаз без зрачков указывает на наличие навязчивых страхов.
Изучив психологию детского рисунка в возрасте 5 лет, можно использовать методику Макса Люшера для анализа выбора цветов в детских работах. темно-синий отражает стремление к самопознанию, концентрацию на внутренних проблемах и желание покоя;
зеленый символизирует равновесие в чувствах, устойчивость, независимость, настойчивость и стремление к безопасности;
красный выражает желание проявить агрессию, сильную волю, повышенную активность и возбудимость;
желтый ассоциируется с оптимистичным взглядом на жизнь, позитивными эмоциями, прямотой и любознательностью;
фиолетовый характеризует творческую натуру с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональную и интеллектуальную незрелость (дети часто выбирают этот цвет);
коричневый часто ассоциируется с негативными эмоциями, выражает чувственные ощущения, медлительность и физический дискомфорт;
черный символизирует протест, подавленность, разрушение и настойчивую потребность в перемене. Если малыш предпочитает использовать обычный графитный карандаш, не прилагая усилий для того, чтобы раскрасить свой творческий проект, это может свидетельствовать о равнодушии, дистанцированности и стремлении изолироваться. Важные аспекты при анализе детского рисунка
Оценка цветовой палитры на рисунке возможна только в случае, если у ребенка был доступ к полной гамме цветных карандашей. Если изображение выполнено в темных оттенках, это может быть связано с наличием только этих цветов у маленького художника. В случае, если у ребенка был всего лишь обычный карандаш, не стоит беспокоиться о том, что сюжет получился мрачным.
Не следует анализировать работы, созданные в детском саду. Чаще всего детям задается определенная тема для рисования, что ограничивает их возможность самовыражения.
Также важно помнить, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения детей, их эмоционального состояния во время рисования. Если у ребенка был конфликт перед занятием или он просто не выспался, то на бумаге обязательно отразятся все его обиды, эмоции, усталость, что поможет ему справиться с нервным напряжением. Поэтому специалисты по арт-терапии используют рисование как наиболее эффективный способ избавления от негатива. Содержание детского творчества не всегда понятно взрослым. Поэтому важно обсудить работу ребенка, узнать, что происходит с нарисованными персонажами, как закончится их история. Только после этого можно правильно интерпретировать его творение. Простой вопрос "Что ты нарисовал?" может вызвать недовольство и обиду у маленького художника, так как для него все очевидно. Лучше попросить его самому рассказать, что он изобразил, и задавать вопросы для уточнения. Ведь каждый видит картину по-своему, поэтому угадать смысл может быть сложно. Не торопитесь делать выводы (Напоминает кошку, вероятно, это неверное предположение. Воздержитесь от критики и похвалы в общих терминах, не подкрепленных конкретными фактами (Какое прекрасное произведение, ты талантливый художник). Для ребенка важен процесс рисования, его метод и техника, поэтому обратите внимание на то, как он воплощает свои идеи (Какой интересный фон у тебя получился! Что ты планируешь нарисовать поверх).