МААМ-картинки

Что может игра?

Елена Ниткина
Что может игра?

Тема: «Что может игра

На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям сумеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. В качестве одного из стратегических направлений развития системы специального образования в России рассматривается оказание помощи лицам с умеренной умственной и тяжёлой умственной отсталостью.

Публикация «Что может игра?» размещена в разделах

Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Понятие «игра» объединяет разные по характеру направленности и содержанию действия и основные виды игровой деятельности – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые.

Проблемно-игровая ситуация, в силу своего игрового начала, ставит ребёнка в активную позицию; у ребёнка при выполнении им игрового задания возникает потребность найти (открыть или усвоить) новое, ранее неизвестное знание или способ действия. Для проблемно-игровой ситуации характерно, с одной стороны, следующее: наличие задачи, требующей решения; необходимость мобилизации активности, настойчивости, целеустремлённости для её решения; необходимость использования имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков. С другой стороны – это возможность творческого использования имеющегося у ребёнка фонда знаний, умений и навыков, это побуждение его к самостоятельному поиску решения, комбинированию ранее известных способов решения проблемы для нахождения нового способа, попыткам увидеть новые функции знакомого объекта. Проблемно-игровая ситуация – это повод для осознания ребёнком необходимости пополнения своих сведений, умений. «Игровое начало создаёт дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь ошибок. Это очень важно, так как тревожность и боязнь допустить ошибку, сделать не так, как сказал взрослый, проявить инициативу, самостоятельность. Именно в проблемно-игровой ситуации ребёнок овладевает системой диалогических взаимоотношений со взрослым и сверстниками, развивается его самостоятельность, способность к сотрудничеству».

У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстрая насыщаемость предметами, вследствие чего наблюдается плохое поведение. Дети с умственной отсталостью играют сами по себе, т. е. играют, молча, не вступают в контакты с другими игроками.

Воображение у таких детей тоже имеет аномальное развитие, вследствие чего играть такие дети могут только с реальными предметами (макетами предметов).

Дети с умственной отсталостью не могут быть организаторами или активными участниками, так как зачастую не понимают содержания игры. Часто в игре дети сумственной отсталостью малоактивны или наоборот активны, но их активность чаще всего влечет за собой неадекватные действия. Их деятельность в игре обычно занимает небольшое количество времени. Это объясняется тем, что в игре ребенок подлежит определенным интеллектуальным нагрузкам, что приводит к быстрому утомлению игрой.

В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Без специального обучения игра уумственно отсталых детей не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

Игровая деятельность, как и другие виды деятельности у умственно отсталых детей подлежит развитию.

При соответствующей коррекции и под руководством взрослого умственно отсталые дети включатся в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетами, с различными видами игр. Активное включение ребенка сумственной отсталостью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.

Для более эффективного воздействия игры на развитие детей с умственной отсталостью, следует начинать игровой процесс с подготовительной работык игре. Использование наглядности, предметов, проведения экскурсий, позволит заинтересоватьдетей игрой.

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающим в себя социальные процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретнойсоциальной общности, или группе сверстников.

Природа игровой деятельности позволяет включаться в педагогический процесс с детьми сумеренной умственной отсталостью. Элементы театрализованных игр используются на уроках математики, чтения, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах.

Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активностьдетей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу, навыки общения, формировать качества личности.

Таким образом, организованная игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции детей с умеренной умственной отсталостью, но становления личности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Досуг для первой младшей группы «Папа может все, что угодно!» Досуг для 1 младшей группы «Папа может все, что угодно!» Цель: формирование у детей первых представлений об Армии, о защитниках Отечества.

Физкультурный досуг «Папа может всё что угодно!» Спортивный досуг в подготовительной группе «Папа может всё что угодно!» Цель: - привлечь родителей к совместной активной деятельности.

Фотоотчет развлечения «Папа может все, что угодно!»Фотоотчет развлечения «Папа может все, что угодно!» С целью сплочения детско - родительских отношений, а также для развития преемственности работы детского сада и семьи, в преддверии замечательного.

Игра — что может быть интересней и значимей для ребенка? «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет.

Консультация для родителей «Не делайте за ребенка то, что он может сам» Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в учёбе и помощником по дому. Успешность ребёнка во многих видах деятельности.

Мастер-класс по пластилинографии в технике миллефиори «Педагог может все, что угодно…» Цель: знакомство педагогов с новой нетрадиционной техникой лепки, показать разные способы рисования. Задачи: • Дать представление о многообразии.

Музыкально-спортивный праздник «Папа может все, что угодно» (в старшей группе) Музыкально – спортивный праздник «Папа может все, что угодно» (в старшей группе) Дети выходят в зал под песню «Лучше папы друга нет», встают.

Сценарий концерта «Папа может все, что угодно» Задачи: 1. Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; 2. В образно-игровой форме формировать.

Сценарий спортивного развлечения к 23 февраля «Папа может все, что угодно» (старшая группа) Цель:формирование патриотических чувств у дошкольников. Задачи: -расширять кругозор детей, активизировать знания о военных профессиях и.

Консультация «Зрение ребенка. Что может быть дороже?» Зрение ребенка. Что может быть дороже? О необходимости иметь хорошее зрение говорить излишне. А сегодня эта проблема особенно актуальна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Что может игра?
Опубликовано: 17 октября 2017 в 18:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД