МААМ-картинки

Консультация «Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма»

Людмила Викторовна Репина
Консультация «Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма»

Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудный процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Публикация «Консультация „Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма“» размещена в разделах

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии детского сада и семьи.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее : пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного пальца. Опора – на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 -2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисти при письме, рисовании находятся в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущим предметами (карандаш, ручка, фломастер, кисть и т. д.)ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а так же их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линии.

Обнаружить, у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий.

Родителей должен насторожить такой яркий признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при поворачивании листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладении письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представление о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования и по необходимости поправлять его.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме. Для мальчиков работа с разными видами конструкторов : металлический, лего и т. д.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания : к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборке помещения и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. е. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительней вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделки.

Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение при развитии движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима дня и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка. Является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хорошей эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.

Большим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского сада, который посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у ребенка в различных видах ручной деятельности, а так же получают советы. Это поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Публикации по теме:

Консультация «Что надо знать маме и папе будущего первоклассника» Порой мамы и папы считают, что их задача - собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду. Таким образом, они.

Консультация «Что нужно знать родителям о ПМПК» Что нужно знать родителям о прохождении ПМПК? Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?.

Консультация для родителей «Что надо знать о своем ребенке» Консультация для родителей «Что надо знать о своем ребенке»Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им.

Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей» ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИЧИНАХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные.

Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника» ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА Как развивается речь ребенка младшего дошкольного возраста, то есть речь ребенка.

Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о развитии речи малыша» ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если.

Консультация родителям «Что должны знать родители О ФГОС ДО» Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому.

Маленький лжец. Что надо знать родителям детей, которые лгут? Прежде всего, то, что ложь – это абсолютное нормальное явление для детей. Более того, детская ложь является признаком того, что у ребенка.

Школа для родителей. Что надо знать при поступлении в школу. Часть 3 Окружающий мир: называть и различать овощи и фрукты, обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи,.

Консультация педагога-психолога «Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду» Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе «Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду» Проблемы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 19:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД