Елена Чугаева
Что стоит за формированием личности дошкольника?
▼ Скачать + Заказать документы
Что стоит за формированием личности дошкольника?
Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Детский сад №347» г. Перми
Всем известно, что влияние на формирование личности ребенка оказывает : среда и наследственность. К среде в данном исследовании мы относим семью, её конфигурацию и группу детского сада.
Публикация «Что стоит за формированием личности дошкольника?» размещена в разделах
Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимости и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.
Решающую роль семья играет в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств.
Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских взаимоотношений является ведущим фактором развития качеств личности, ведь процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. Конечно, политика «постоянного вмешательства» (гиперопека, также, как и политика "невмешательства"(гипоопека, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, а сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно
здорового, готового и способного помочь окружающим человека.
Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение
с взрослыми являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать и роль межличностных отношений ребенка со сверстниками. Именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников.
Эмпирическое исследование подтверждает, что существуют различия в выраженности особенностей личности ребенка с различным социально-психологическим статусом ребенка и конфигурацией семьи. Методики, которые были использованы, выявили, как небольшие различия в выраженности показателей личности дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях, так и существенные. Мы знаем, что тревожность сильнее выражена у детей из неполных семей, а агрессия доминирует у детей из полных семей. Вероятно, что в неполных семьях есть тенденция к присутствию неустойчивого стиля воспитания, хотя тенденция к неустойчивому стилю воспитания прослеживается у детей «принятых» в группе сверстников. Также мы выяснили, что «непринятые» в группе сверстников дети обладают неуверенностью в себе.