Екатерина Тепикина
Цикл игр-экспериментирований «Открытые глазки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Открытые глазки»
Цикл игр-экспериментов, направленных на первоначальное ознакомление детей со свойствами неживой природы, а так же на сенсорное развитие в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. (Вторая младшая группа)
Пояснительная записка.
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений, хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Публикация «Цикл игр-экспериментирований „Открытые глазки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
У Детей 3-4 лет продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, при этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дети с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир во всём его многообразии; стремятся к активной деятельности, к наблюдению, обследованию, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом, песком, красками, бумагой).
Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Очень важно в этот период не дать угаснуть этому стремлению, а способствовать его дальнейшему развитию.
Задача, которая стояла передо мной в работе с детьми данной возрастной - показать детям, какой прекрасный мир их окружает, чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, тем успешнее будет развитие интегративных качеств личности. У детей 3-4 лет игра является основным видом деятельности, поэтому процесс развития любознательности должен осуществляться в интересной игровой форме, вызывать эмоционально радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового, и радость от первых успехов. Все это поможет легче и лучше познать свойства, качества предметов, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.
Детское экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника, поэтому в работе с детьми данной возрастной группы для развития такого интегративного качества, как любознательность, были выбраны игры-эксперименты.
Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений.
Цель: игры данного цикла направлены на ознакомление детей с простейшими свойствами неживой природы, а так же на сенсорное развитие в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Планируемый результат: в результате полученных в играх знаний и умений дети:
Познакомятся с простейшими приемами экспериментирования;
Больше будут интересоваться предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами;
Словарь детей пополнится словами, обозначающими сенсорные признаки явления или объекта природы (мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее);
Чаще задавать вопросы взрослому, ребенку старшего возраста;
Проявлять интерес к различным видам игр, в том числе играм-экспериментам.
Циклы опытов и игр-экспериментов подобраны и адаптированы с расчетом на возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Работа проводилась с детьми в совместной с педагогом деятельности и в режимных моментах. Игры-эксперименты проводились с детьми 2 раза в месяц. Каждая игра по времени не превышает 10 мин. В своей работе использовала художественное слово, считаю это верным и оправданным, опираясь на наблюдение за своими детьми. Некоторые игры могли повторяться под другим названием, все зависит от того, как дети принимали данный эксперимент.
Совместная деятельность взрослого и детей Игры в Режимных моментах Интегрируемые области
Игры – эксперименты Дидактические игры
сентябрь «Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света солнцем.
(Е. Янушко «Будь что будет»)
«Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать что свет не проходит через прозрачные предметы.
(О. Дыбина «Неизведанное рядом») «Вылепим куличики»
Цель: уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка.
(Л. Дерягина «Лепим куличики, пускаем кораблики») «Песчинки» Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. Наблюдение на прогулке+игра
Здоровье, социализация, познание, коммуникация, труд,
октябрь «Кто живёт в воде»
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
(Л. Дерягина «Пускаем кораблики»)
с/р «Пейте куклы вкусный сок»
Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. (Е. Янушко) «Найди пингвиненка»
Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная
«Прятки» Цель: Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. «Водичка, водичка»,
«Чистые ручки»,
«Помоем ручки»
Цель: продолжать формировать умение аккуратно мыть руки, дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.
Здоровье, социализация, познание, коммуникация, труд, безопастность
ноябрь «Сказка о том как радуга в воде купалась»
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. (Л. Дерягина)
«Рисовальнички»
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
(Е. Янушко) «Разноцветная водичка» Цель: Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.
На прогулке «След» Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Здоровье, социализация, познание, чтение художественной литературы
декабрь «Времена года»
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
(О. Воронкевич Л. Дерягина)
«Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.
(О. Дыбина Е. Янушко) «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что вода не имеет вкуса, о том что приобретает вкус
«Сделаем ветерок»(наблюдение на прогулке) Цель: Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
«Поймаем воздух» Цель: Дать представление о том, что воздух не виден. Здоровье, социализация, познание, труд
январь Тема: «Считалочка - купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Л. Дерягина
Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Е. Янушко «Большой и маленький снежок» Цель: закреплять умение лепить большой и маленький снежок, видеть свойства снега «Теплый-холодный» (Наблюдение на прогулке, игра в группе) Цель: закрепить представление о том, что воздух может быть теплым и холодным Здоровье, социализация, познание, коммуникация, труд,
февраль «Мыльные пузырьки»
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. Л. Дерягина
«Кто разбудил китёнка»
Цель: познакомить с тем что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Л. Дерягина Игра «Веселые кораблики» Цель: закрепить знания детей о свойствах различных материалах «Полезная - вредная» (питьевой режим) Цель: Дать детям представление о том, что неочищенная вода вредна для здоровья
«Следы на снегу» Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега.
Здоровье, социализация, познание, труд, коммуникация
март «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Л. Дерягина
«Водопад»
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Л. Дерягина «Лото-игрушки»
Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (ткань, бумага, дерево, резина).
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 85. «Для чего мне нужен язычок?» Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении.
«Носики – курносики сопят» Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.
Здоровье, социализация, познание, труд, Чтение художественной литературы
апрель Тема: «Ветка в вазе»
Цель: показать значение воды в жизни растений.
О. Воронкевич
«Сказка о камешке»
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Л. Дерягина «Что лишнее»
Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки и предметы (ткань, бумага, дерево, резина) и их свойствах.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 85. «Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.
Здоровье, социализация, познание, труд, Чтение художественной литературы
май Тема: «Ветер и кораблики»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Л. Дерягина
Тема: «Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. Е Янушко «Умелые пальчики» Цель: Вызвать интерес к экспериментированию с песком.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать умение по-новому изображать предметы.
«Витамины на окне» Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.
Здоровье, социализация, познание, труд, Чтение художественной литературы