Лучший педагог года

Цвет в жизни ребенка

елена михайлова
Цвет в жизни ребенка

ВВЕДЕНИЕ.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Публикация «Цвет в жизни ребенка» размещена в разделах

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предмета и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый красный с синим — фиолетовый,синий с желтым – зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешивание. оранжевого с

фиолетовым дает нам красно-коричневый цвет, если смешать оранжевый с зеленым, получится желто-коричневый, зеленый с фиолетовым —сине-коричневый.

Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Так, красный и оранжевый дают огненно оранжевый, желтый и зеленый — лимонно-желтый, синий и зеленый — бирюзовый, красный и фиолетовый — лиловый. Так образуется основной хроматический круг.

На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, аппликации нужно учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. Учить различать цвета, более тонко дифференцировать:

а) восприятие цвета,

б)словесное обозначение цвета,

в)представления об окружающем мире (эмоции, человеческие отношения, объекты природы).

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета :

зеленый — трава;

желтый — солнышко;

синий — море;

малиновый - малина;

оливковый —оливки;

болотный - болото и т. п.

Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Со временем ребенок усваивает эти образы, и у него формируется адекватное цветовое восприятие мира. К 5

годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», - скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, которые образовываются из нескольких слов. Например:

конь с белой гривой -белогривый;

волк с острыми зубами —острозубый;

грачи с белыми носами —белоносые;

сорока с белым боком —белобока и т. д.

Учатся образовывать глаголы с помощью приставок. Например:

Посинеть;

Покраснеть;

Зазеленеть;

Зазолотиться и т. д.

Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что является одной из важных задач.

З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ КАК ПРИЕМ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ.

Мы говорим голубой город и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски» мы сразу понимаем, что сгущать краски — значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.

Для усиления ассоциативного мышления ребенка с успехом можно использовать различные изобразительные средства, бумагу различной фактуры: и обои, и кальку, и фольгу. Возьмем, например, фольгу:

прозрачная, серебристая, острая, холодная, напоминающая воду, небо, воздух.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По завершении творческой работы желательно обсудить ее с ребенком и вместе подумать, может ли она иметь продолжение или другие варианты выполнения. При этом важно отметить, что процесс работы ребенка с цветом сопровождается еще и внутренней речью. Параллельно с тем, что ребенок произносит вслух о цвете предмета, он многое проговаривает еще и «про себя» Например, вслух — «трава», про себя — «зеленая». Каждый предмет, попавший в поле зрения ребенка, получает словесную цветовую ассоциацию

Таким образом, основными приемами развития речи через

использование цвета являются :

1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.

З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ.

Публикации по теме:

Детский проект для средней группы «Разноцветная страна»Детский проект для средней группы «Разноцветная страна» Тема проекта: «Разноцветная страна» Вид проекта: творческо-познавательный По составу: групповой По продолжительности: ноябрь - февраль.

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цвет в жизни ребенка
Опубликовано: 31 января 2014 в 18:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД