Получи документы

Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».

Ольга Новоселова
Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».

Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».

Цель:

5. Систематизировать знания и умения по использованию устного народного творчества.

6. Формировать творческую активность участников игры путём вовлечения их в игровой процесс.

Публикация «Деловая игра для логопедов „Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи“,» размещена в разделах

7. Поддерживать атмосферу доброжелательности и доверия с одной стороны и творческой дискуссии – с другой.

8. Выбрать оптимальные решения по максимальному использованию произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми.

I -й этап игры: Информационный

Цель: Усвоение, запоминание, обновление и систематизация профессиональных знаний, умений и навыков.

Наряду со специальными играми и упражнениями малые фольклорные формы рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств при коррекции речи.

Фольклорный материал подбирается с учетом возраста, специфики нарушения речи и в зависимости на каком этапе коррекционной работы они используются.

Произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки) являются источником богатейшего речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка:

1. Речевой материал потешек, песенок, пословиц понятен детям. Он краток и прост, написан четко и звучно. Он разнообразен и интересен, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Доступность в произносительном плане, простые по звуковому составу слова, высокая интонационная выразительность, вызывает у детей восторг.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

2. Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует тренировке звукопроизношения.

Толку, толку, муку, муку,

Горох и мак и просто так.

3. Большое количество эпитетов, их многократное повторение помогает одновременно усваивать их смысловое значение и правила согласования слов.

Белая берёза,

Красная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый….

4. Разнообразность сочетания звуков, образность языка способствуют формированию фонематического слуха.

Носик – хвостик,

Ухо – сухо,

Маленька – аленька,

Оса – глаза и т. д.

5. Обилие ласкательно – уменьшительных суффиксов, развивает фонематический строй, способствует словообразованию.

Вари кашу жиденькую,

Вари мяконькую,

Да малошненькую.

***

Зайка, зайка, заинька…

Котя, котенька, коток….

6. Знакомство со старыми русскими словами, наличие синонимов, антонимов, встреча с разнообразной глагольной лексикой – ещё один путь для обогащения словарного запаса детей.

7. Неповторимая яркость фольклорного языка прекрасно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка и является основным средством преодоления нарушений просодической стороны речи (темпа, ритма, правильной постановки ударений, умения владеть силой и высотой голоса, умение вести диалог).

8. Богатство оттенков речевого материала развивает в детях чуткое отношение к родному слову.

9. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь. А произведения устного народного творчества – это синтез слова и движения.

Несмотря на то, что многие исследователи указывают на огромную роль устного народного творчества в формировании личности ребёнка, образности речи дошкольников, словесного творчества детей, его потенциал в практике дошкольных учреждений используется недостаточно.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи, которые решаются с использованием в коррекционной работе с детьми произведений малых жанров устного народного творчества.

1. Развивать восприятие произведений устного народного творчества (сформировать интерес к образам, создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств).

2. Формировать умения использовать доступные детям средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи (формировать понимание содержания произведений и умение вычленять языковые выразительные средства, не обозначая их терминами).

3. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности детей за счет использования детьми выразительных средств языка и образов произведений народного фольклора (поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, поощрять желание детей придумать загадку, пословицу и т. п.).

Согласно авторским разработкам Федоровой Г. П., Луниной Г. В. ,

Доктора педагогических наук, профессора Комаровой Т. С. представлена методика работы с использованием детского фольклора.

1. Хорошо знать произведения устного народного творчества и выразительно их исполнять и, если требуется, ярко изображать то, о чем говориться.

2. Дети сначала повторяют движения подражая взрослому, гладя на него, затем все вместе произносят текст, выразительно, выделяя важные слова.

3. Следить за равным развитием правшей и левшей, правой и левой руки на одном занятии.

4. При возможности использовать ритмический аккомпанемент (звуковой, предметный).

5. При воспроизведении некоторых текстов и напряжении отдельных групп мышц, обязательно использовать релаксацию (расслабление).

6. Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно (на одну и ту же тему подобрать разные жанры устного народного творчества).

7. Распределение ролей в играх не должно зависеть от желания взрослых или детей, в этом случае необходима и целесообразна считалка.

8. Занятия на материале устного народного творчества проводить интегрировано, привлекая всех специалистов дошкольного учреждения и родителей.

II – й этап: Организационный

В игре участвуют две команды:

«Сударушки»

«Марьюшки»

Судьи: (судейство проходит по пятибалльной системе).

1. Приветствие ведущего.

Мы с игрой всех поздравляем

И от всей души желаем,

Чтобы вы не унывали

И ответами блистали.

***

А вы, жюри, судите,

Душою не кривите,

Выставляйте всем скорей,

По пять баллов веселей.

2. Приветствие команды «Сударушки».

Девиз играющих :

Век живи – век – учись.

***

Не всегда говори, что знаешь,

Но всегда знай, что говоришь.

***

Лучше не говорить, чем переговорить.

Приветствие команды «Марьюшки».

Девиз играющих :

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

***

Знание – дело наживное.

***

Друг спорит, а враг поддакивает.

3. Блиц турнир.

III -й этап игры: Проблемный

Моделирование реальной деятельности, перевод теоретических знаний на язык практических действий.

Игры, упражнения, тексты произведений устного народного творчества для проведения коррекционной работы на занятиях и логопедического досуга.

Ведущий: - Послушайте, какие пословицы придумал наш народ о труде и отдыхе.

• Землю красит солнце, а человека труд.

• Всякое умение трудом дается.

• Делу время, а потехе – час.

• Есть терпенье – будет и уменье.

• После дела и погулять хорошо.

• Мешай дело с бездельем – проводи время с весельем.

• Кончил дело – гуляй смело.

Задание №1, 2.

1. Воспроизведение пословиц на одном выдохе, соизмеряя дыхание с длительностью предложения, произносить пословицу чисто и ясно.

2. Продолжи пословицу.

Ведущий: - Отгадайте загадки:

Весь мохнатенький,

Сам усатенький,

Днём спит или сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит.

***

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Как мне часто, часто снится,

Блюдце с тёплым молочком.

***

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

***

У бабушки Матрёны.

Живёт зверёк мудрё ный:

Возле печки греется,

Без водички моется.

Задание №3.

Придумать загадку о коте (развивать мышление, учить анализу и синтезу признаков предмета).

Ведущий: -

Был у бабушки коток,

Часто бегал в погребок,

Ел сметану, творожок.

Задание №4.

1. Артикуляционная гимнастика: «Кот лакает молоко»

(опустить кончик языка за нижние зубы, а затем резким движением подбросить язык вверх. Движения выполнять несколько раз).

2. «Кот зевает» (слегка улыбнуться, медленно открыть рот и держать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть рот).

Ведущий: -

Бабушка кота догнала,

За чупочек подрала:

Вот тебе, коток,

За сметану, творожок,

И за сладкое молоко.

Кот громко закричал:

«Мяу, мяу, мяу» и убежал во двор.

Задание №5. Произнесение текста, дифференциация звуков С-Ш.

Котишко-мурлышко

Серый лбишко,

Не лезь в сметану,

Оставь Степану.

Ведущий: -

Позовё м котика все вместе:

«К-ссссс, К-ссссс, К-ссссс» не слышит котик, надо еще раз его позвать.

Задание №6.

1. Игра : «Позовём котика».

Котя, котенька, коток,

Кооотя, серенький хвосток - 2 раза

2. Игра : «Позовём котика ласково».

«Котя, котенька, коток,

Кудреватенький лобок - 2 раза.

(позвать так, чтобы кот услышал, позвать протяжно, петь гласные звуки)

Кот возвращается и садится на стульчик.

Ведущий: -

Ах ты котенька – коток

Хвостик пушистый,

Глазок золотистый.

Задание №7.

1. Массаж мышц лица, шеи с поглаживанием, пошлёпыванием, прикосновением подушечками пальцев.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы,

удивительной красы,

глаза смелые,

зубки белые.

2. Продолжение массажа:

У кота, у кота,

На мордочке красота:

Усы гладенькие,

Глазки сладенькие!

Спинка серенькая,

Грудка беленькая.

Ведущий: -

Ласков Вася, да хитё р:

Лапки бархатные, коготок остёр.

Задание №8.

1. Пальчиковая гимнастика: «Васька выпускает коготки».

Раз – поджать подушечки пальцев и верхнюю часть ладони, прошипев, как рассерженный кот: «Ш-Ш-Ш-Ш»

Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольный кот: «МЯУ – МЯУ – МЯУ» - 2 раза.

2. «Сильный кот».

Как у котика – кота

Лапки крепкие (показать растопыренные пальцы рук)

Лапки крепкие,

Когти цепкие (несколько раз сжимать и разжимать кулаки в быстром темпе).

Задание №9.

Динамическая пауза: «Потягушки – порастушки» (из исходного положения сидя на корточках и опираясь руками о пол на коротком расстоянии от себя, два раза выгибать спину)

На кота – потягушки (постепенно подняться, поднимая руки вверх,

А на нас – порастушки.

Ведущий: -

Сидит котик в горенке,

Смотрит котя в окошечко (соединить пальцы обеих рук над головой, сделать окошечки и выглядывать из них,

Увидел кот кошечку

Сидит кошечка на окошечке

Пришёл кот

Стал спрашивать,

Стал расспрашивать:

IV – й этап игры: Поведенческий

Принятие решений и программы на основе просмотренной конкретной ситуации.

1. Самооценка предлагаемой действительности, данного материала.

2. Подсчет очков.

3. Оценка деятельности участников игры.

4. Объявление игровых результатов.

V – й этап игры: Оценочный

Выбор оптимально варианта решения.

Решения:

1. Побуждать детей слушать произведения народного творчества и делиться своими впечатлениями.

2. С помощью устного народного творчества устанавливать контакт с детьми и создавать благоприятные условия для обучения детей чистой и выразительной речи.

3. Максимально в собственной речи (применительно к сложившейся ситуации) использовать пословицы, поговорки, загадки, песенки, потешки и т. п.

4. Использовать детский фольклор комплексно.

5. Использовать интегрированные занятия (совместно с воспитателями специалистами детского сада и родителями, включать произведения устного народного творчества во все виды деятельности детей).

6. Рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества.

Заключение

Детям фольклор близок и интересен, а взрослые должны помогать детям приобщаться к устному народному творчеству, учить детей играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, уметь радоваться.

Детский фольклор поможет установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Кошкин дом Конспект занятия по развитию речи с использованием малых фольклорных форм и с элементами драматизации «Кошкин дом». (2006) ПНДР (3-4года).

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 20:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД