Ольга Новоселова
Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для логопедов «Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи».
Цель:
5. Систематизировать знания и умения по использованию устного народного творчества.
6. Формировать творческую активность участников игры путём вовлечения их в игровой процесс.
Публикация «Деловая игра для логопедов „Использование малых фольклорных форм как одного из средств коррекции речи“,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
7. Поддерживать атмосферу доброжелательности и доверия с одной стороны и творческой дискуссии – с другой.
8. Выбрать оптимальные решения по максимальному использованию произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми.
I -й этап игры: Информационный
Цель: Усвоение, запоминание, обновление и систематизация профессиональных знаний, умений и навыков.
Наряду со специальными играми и упражнениями малые фольклорные формы рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств при коррекции речи.
Фольклорный материал подбирается с учетом возраста, специфики нарушения речи и в зависимости на каком этапе коррекционной работы они используются.
Произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки) являются источником богатейшего речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка:
1. Речевой материал потешек, песенок, пословиц понятен детям. Он краток и прост, написан четко и звучно. Он разнообразен и интересен, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Доступность в произносительном плане, простые по звуковому составу слова, высокая интонационная выразительность, вызывает у детей восторг.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
2. Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует тренировке звукопроизношения.
Толку, толку, муку, муку,
Горох и мак и просто так.
3. Большое количество эпитетов, их многократное повторение помогает одновременно усваивать их смысловое значение и правила согласования слов.
Белая берёза,
Красная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый….
4. Разнообразность сочетания звуков, образность языка способствуют формированию фонематического слуха.
Носик – хвостик,
Ухо – сухо,
Маленька – аленька,
Оса – глаза и т. д.
5. Обилие ласкательно – уменьшительных суффиксов, развивает фонематический строй, способствует словообразованию.
Вари кашу жиденькую,
Вари мяконькую,
Да малошненькую.
***
Зайка, зайка, заинька…
Котя, котенька, коток….
6. Знакомство со старыми русскими словами, наличие синонимов, антонимов, встреча с разнообразной глагольной лексикой – ещё один путь для обогащения словарного запаса детей.
7. Неповторимая яркость фольклорного языка прекрасно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка и является основным средством преодоления нарушений просодической стороны речи (темпа, ритма, правильной постановки ударений, умения владеть силой и высотой голоса, умение вести диалог).
8. Богатство оттенков речевого материала развивает в детях чуткое отношение к родному слову.
9. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь. А произведения устного народного творчества – это синтез слова и движения.
Несмотря на то, что многие исследователи указывают на огромную роль устного народного творчества в формировании личности ребёнка, образности речи дошкольников, словесного творчества детей, его потенциал в практике дошкольных учреждений используется недостаточно.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи, которые решаются с использованием в коррекционной работе с детьми произведений малых жанров устного народного творчества.
1. Развивать восприятие произведений устного народного творчества (сформировать интерес к образам, создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств).
2. Формировать умения использовать доступные детям средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи (формировать понимание содержания произведений и умение вычленять языковые выразительные средства, не обозначая их терминами).
3. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности детей за счет использования детьми выразительных средств языка и образов произведений народного фольклора (поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, поощрять желание детей придумать загадку, пословицу и т. п.).
Согласно авторским разработкам Федоровой Г. П., Луниной Г. В. ,
Доктора педагогических наук, профессора Комаровой Т. С. представлена методика работы с использованием детского фольклора.
1. Хорошо знать произведения устного народного творчества и выразительно их исполнять и, если требуется, ярко изображать то, о чем говориться.
2. Дети сначала повторяют движения подражая взрослому, гладя на него, затем все вместе произносят текст, выразительно, выделяя важные слова.
3. Следить за равным развитием правшей и левшей, правой и левой руки на одном занятии.
4. При возможности использовать ритмический аккомпанемент (звуковой, предметный).
5. При воспроизведении некоторых текстов и напряжении отдельных групп мышц, обязательно использовать релаксацию (расслабление).
6. Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно (на одну и ту же тему подобрать разные жанры устного народного творчества).
7. Распределение ролей в играх не должно зависеть от желания взрослых или детей, в этом случае необходима и целесообразна считалка.
8. Занятия на материале устного народного творчества проводить интегрировано, привлекая всех специалистов дошкольного учреждения и родителей.
II – й этап: Организационный
В игре участвуют две команды:
«Сударушки»
«Марьюшки»
Судьи: (судейство проходит по пятибалльной системе).
1. Приветствие ведущего.
Мы с игрой всех поздравляем
И от всей души желаем,
Чтобы вы не унывали
И ответами блистали.
***
А вы, жюри, судите,
Душою не кривите,
Выставляйте всем скорей,
По пять баллов веселей.
2. Приветствие команды «Сударушки».
Девиз играющих :
Век живи – век – учись.
***
Не всегда говори, что знаешь,
Но всегда знай, что говоришь.
***
Лучше не говорить, чем переговорить.
Приветствие команды «Марьюшки».
Девиз играющих :
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
***
Знание – дело наживное.
***
Друг спорит, а враг поддакивает.
3. Блиц турнир.
III -й этап игры: Проблемный
Моделирование реальной деятельности, перевод теоретических знаний на язык практических действий.
Игры, упражнения, тексты произведений устного народного творчества для проведения коррекционной работы на занятиях и логопедического досуга.
Ведущий: - Послушайте, какие пословицы придумал наш народ о труде и отдыхе.
• Землю красит солнце, а человека труд.
• Всякое умение трудом дается.
• Делу время, а потехе – час.
• Есть терпенье – будет и уменье.
• После дела и погулять хорошо.
• Мешай дело с бездельем – проводи время с весельем.
• Кончил дело – гуляй смело.
Задание №1, 2.
1. Воспроизведение пословиц на одном выдохе, соизмеряя дыхание с длительностью предложения, произносить пословицу чисто и ясно.
2. Продолжи пословицу.
Ведущий: - Отгадайте загадки:
Весь мохнатенький,
Сам усатенький,
Днём спит или сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
***
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне часто, часто снится,
Блюдце с тёплым молочком.
***
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
***
У бабушки Матрёны.
Живёт зверёк мудрё ный:
Возле печки греется,
Без водички моется.
Задание №3.
Придумать загадку о коте (развивать мышление, учить анализу и синтезу признаков предмета).
Ведущий: -
Был у бабушки коток,
Часто бегал в погребок,
Ел сметану, творожок.
Задание №4.
1. Артикуляционная гимнастика: «Кот лакает молоко»
(опустить кончик языка за нижние зубы, а затем резким движением подбросить язык вверх. Движения выполнять несколько раз).
2. «Кот зевает» (слегка улыбнуться, медленно открыть рот и держать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть рот).
Ведущий: -
Бабушка кота догнала,
За чупочек подрала:
Вот тебе, коток,
За сметану, творожок,
И за сладкое молоко.
Кот громко закричал:
«Мяу, мяу, мяу» и убежал во двор.
Задание №5. Произнесение текста, дифференциация звуков С-Ш.
Котишко-мурлышко
Серый лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Ведущий: -
Позовё м котика все вместе:
«К-ссссс, К-ссссс, К-ссссс» не слышит котик, надо еще раз его позвать.
Задание №6.
1. Игра : «Позовём котика».
Котя, котенька, коток,
Кооотя, серенький хвосток - 2 раза
2. Игра : «Позовём котика ласково».
«Котя, котенька, коток,
Кудреватенький лобок - 2 раза.
(позвать так, чтобы кот услышал, позвать протяжно, петь гласные звуки)
Кот возвращается и садится на стульчик.
Ведущий: -
Ах ты котенька – коток
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый.
Задание №7.
1. Массаж мышц лица, шеи с поглаживанием, пошлёпыванием, прикосновением подушечками пальцев.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
удивительной красы,
глаза смелые,
зубки белые.
2. Продолжение массажа:
У кота, у кота,
На мордочке красота:
Усы гладенькие,
Глазки сладенькие!
Спинка серенькая,
Грудка беленькая.
Ведущий: -
Ласков Вася, да хитё р:
Лапки бархатные, коготок остёр.
Задание №8.
1. Пальчиковая гимнастика: «Васька выпускает коготки».
Раз – поджать подушечки пальцев и верхнюю часть ладони, прошипев, как рассерженный кот: «Ш-Ш-Ш-Ш»
Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольный кот: «МЯУ – МЯУ – МЯУ» - 2 раза.
2. «Сильный кот».
Как у котика – кота
Лапки крепкие (показать растопыренные пальцы рук)
Лапки крепкие,
Когти цепкие (несколько раз сжимать и разжимать кулаки в быстром темпе).
Задание №9.
Динамическая пауза: «Потягушки – порастушки» (из исходного положения сидя на корточках и опираясь руками о пол на коротком расстоянии от себя, два раза выгибать спину)
На кота – потягушки (постепенно подняться, поднимая руки вверх,
А на нас – порастушки.
Ведущий: -
Сидит котик в горенке,
Смотрит котя в окошечко (соединить пальцы обеих рук над головой, сделать окошечки и выглядывать из них,
Увидел кот кошечку
Сидит кошечка на окошечке
Пришёл кот
Стал спрашивать,
Стал расспрашивать:
IV – й этап игры: Поведенческий
Принятие решений и программы на основе просмотренной конкретной ситуации.
1. Самооценка предлагаемой действительности, данного материала.
2. Подсчет очков.
3. Оценка деятельности участников игры.
4. Объявление игровых результатов.
V – й этап игры: Оценочный
Выбор оптимально варианта решения.
Решения:
1. Побуждать детей слушать произведения народного творчества и делиться своими впечатлениями.
2. С помощью устного народного творчества устанавливать контакт с детьми и создавать благоприятные условия для обучения детей чистой и выразительной речи.
3. Максимально в собственной речи (применительно к сложившейся ситуации) использовать пословицы, поговорки, загадки, песенки, потешки и т. п.
4. Использовать детский фольклор комплексно.
5. Использовать интегрированные занятия (совместно с воспитателями специалистами детского сада и родителями, включать произведения устного народного творчества во все виды деятельности детей).
6. Рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества.
Заключение
Детям фольклор близок и интересен, а взрослые должны помогать детям приобщаться к устному народному творчеству, учить детей играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, уметь радоваться.
Детский фольклор поможет установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.