НИНА НИКОЛАЕВА
Деловая игра для педагогов «Несколько шагов навстречу ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: достижение необходимого уровня компетентности педагогов ДОО на основе системного подхода к ФГОС ДО.
Ход мероприятия:
Слайд 1
- Уважаемые коллеги. Разрешите продолжить работу нашего семинара деловой игрой, которую мы назвали «Несколько шагов навстречу ФГОС ДО»
Слайд 2 Уважаемые педагоги, приглашаю вас на игровую площадку.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Несколько шагов навстречу ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Для работы предлагаю разделиться на две команды: команда детских садов города и команда детских садов сельской местности. За правильный ответ команда получает фишку, в конце игры эксперты подведут итог, эту роль мы предлагаем выполнить Перетятько С. Г. и Антоник Н. В.
Слайд 3
1 к. Начинаем блиц – турнир. Итак, 1 - й вопрос команде детских садов города. (Вопросы задаются по очереди)
Назовите недостающее по ФГОС ДО направление развития и образования детей :
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)
Слайд 4
2к. Какие требования включает в себя ФГОС ДО?
-Требования к результатам освоения ООП ДО
-Требования к содержанию ООП ДО
-Требования к структуре ООП ДО и ее объему
-Требования к условиям реализации ООП ДО
-Требования к образовательным учреждениям.
Слайд 5
1к. Исключите лишнее. Аспекты образовательной среды :
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- комплекс характеристик дошкольного образования
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
.Слайд 6
2к. Дополните предложение. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна быть :
содержательно-насыщенной;
…трансформируемой…
вариативной,
Безопасной
Слайд 7
1к. Исключите лишнее. Вариативность предметно-пространственной развивающей образовательной среды, предполагает:
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- исправность и сохранность материалов и оборудования;
- наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения пр.).
Слайд 8
2к. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов определяет.
- Региональный или муниципальный орган образования
- ФГОС ДО
- Образовательное учреждение
Слайд 9
1к. В каких видах деятельности реализуется Программа в дошкольном возрасте (3-8 лет)
-коммуникативная
-конструирование из разного материала
-эмоциональное общение с взрослым
-двигательная активность
-восприятие художественной литературы и фольклора
-предметная деятельность и игры с игрушками
-игровая
- действия с бытовыми предметами – орудиями
-познавательно- исследовательская
-изобразительная
- рассматривание картинок
-музыкальная
-самообслуживание и элементарный бытовой труд
Слайд 10
2к. - Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы?
Если да, то кем и с какой целью проводится?
В виде чего представлены требования к результатам освоения Программы?
(Целевые ориентиры)
Слайд11. Что включает в себя понятие «профессиональная компетенция» воспитателя?
Слайд12. Таким образом, профессиональная компетенция воспитателя – это такое же интегративное качество личности педагога, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетенции зависит от различных свойств личности.
У меня в руках связка ключей. Я предлагаю этим ключом открыть двери, за которыми находятся личностные качества воспитателей, которые и формируют компетенцию педагога дошкольного образования. Назовите их.
- А теперь давайте подумаем и скажем, что же воспитатель должен оставить за дверями детского сада? (Лень, неуверенность, раздражительность, некомпетентность, формализм, шаблонность, сухость и т. д.)
Слайд13. Определив личностные качества педагогов, я вам предлагаю совершить своеобразный пробег по тропе знаний профессионального стандарта.
Для чего предназначен профессиональный стандарт?
Слайд14. По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления определенных единых требований.
1 к. Предлагаю команде детских садов города выделить правильные определения, для чего предназначен профессиональный стандарт педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – определение преемственности со школой
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Слайд15. 2команда Назовите трудовые функции деятельности педагога, входящих в профессиональный стандарт?
- Воспитательная деятельность
-Развивающая деятельность
-Исследовательская деятельность
-Обучение
-Проектная деятельность
Слайд16. Предлагаю более подробно остановиться на педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования. Трудовая функция включает в себя 3 группы: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Предлагаю каждой команде дать ответы по очереди.
1к. К какой группе (трудовые действия, умения, знания) относятся следующие характеристики:
Т. д. Участие в разработке ООП ОО.
Н. з. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем дошкольном возрасте.
Н. з. Современные тенденции развития дошкольного образования
Н. у. Выстраивать партнерское. взаимодействие с родителями.
Н. з. Специфика дошкольного образования и особенности организации работы с детьми.
Слайд17.
Т. д. Формирование психологической готовности к школьному обучению.
Т. д. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми
Н. у. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
Н. у. Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей.
Н. з. Общие закономерности развития ребенка в раннем о дошкольном возрасте
Слайд18.
Выскажите свое мнение по введению в работу дошкольной организации стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога.
Итак, всем ясно, что с введением стандарта внедряется новая образовательная идея - человек, его интересы, потребности, способности. Роль педагога изменяется и на смену роли транслятора знаний приходит роль наставника и друга.
- Напомните, что лежит в основе ФГОС ДО? (деятельностный подход).
Сегодня мы постараемся смоделировать свою работу в соответствии с этим важным принципом.
Слайд19. Вам предлагается игра «Пирамида» : командам необходимо расположить в порядке убывания компетенции педагога. Для вас предусмотрены методические подсказки в виде индикаторов компетенции.
Выстроив «пирамиду», представитель команды делает вывод, основанный на выбранных вами критериях.
Слайд20 Прошу обратить ваше внимание на Примерную модель компетенций педагога образовательного учреждения по
результатам исследований, выполненных в МГПУ.
Вот таким образом распределились компетенции по «весу».
Фундаментом пирамиды являются базовые профессиональные
знания, на вершине – «Влияние» способность педагога убеждать,
использовать такие стратегии, которые вовлекают родителей
в образовательный процесс, а также знать индивидуальные
потребности воспитанников, чтобы развивать их способности, качества и сформировать желание самостоятельно добывать знания.
Слайд21 По случаю этого, хочется прочитать притчу об одном мудром учителе.
Как-то ученики спросили учителя, в чем состоит его основная задача. И он ответил им: «Вы узнаете об этом завтра».
На следующий день ранним утром учитель повел своих учеников на прогулку в горы.
С собой они взяли все необходимые для этого вещи. Когда наступил полдень, все уже были уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель достал еду. Это был рис и овощи, которые он приготовил заранее, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но всю воду они выпили по дороге.
Тогда им пришлось подняться и осмотреть все вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал: «Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом». И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении. Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду, но тот отказался и указал на бутыль с водой, стоявшую у его ног, — она была практически полна.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Так и в наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам, и четко следовать моральным и профессиональным принципам.