Получи документы

Деловая игра для воспитателей «Технологии ТРИЗ»

Сметанина Виктория Сергеевна
Деловая игра для воспитателей «Технологии ТРИЗ»

Цель игры: Побуждение педагогов использовать приёмы ТРИЗ – технологии в своей педагогической деятельности.

Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство, формировать у педагогов потребность в творчестве. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Публикация «Деловая игра для воспитателей „Технологии ТРИЗ“» размещена в разделах

Ход игры:

Ведущий: Уважаемы коллеги! Сегодня мы с вами присутствуем на деловой игре, где вы проявите чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на ТРИЗ – технологии.

Ведущий: Историческая справка

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач — появилась в СССР в 1946 году. Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями.

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)- это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей:

- формирование сильного мышления учащихся;

- воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

• развитие умения работать с разными источниками;

• формирование взгляда на решение проблемных ситуаций.

Ведущий:

В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа :

1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.

2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.

3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами

Ведущий:

При решении ТРИЗ - задач используются следующие приемы:

– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;

– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Ведущий: Итак, мы начинаем игру.

Вводный этап: Первое задание «Ассоциативное мышление»

В это задании вам предлагается подобрать как можно больше слов - ассоциаций к словам «Воспитатель»

Ведущий: Как использовать ТРИЗ для решения задачи

Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:

1. Сформулировать изобретательскую задачу.

2. Проанализировать систему и определить, из каких параметров она состоит.

3. Выявить противоречие и определить, к какому виду оно относится.

4. Сформулировать идеальный конечный результат.

5. Выявить имеющиеся ресурсы, которые помогут в процессе решения.

6. Воспользоваться одним или несколькими подходящими приемами.

7. Провести анализ результата.

Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных проблем. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого.

Основной этап: Игра – викторина

1. Расшифруйте верно, аббревиатуру ТРИЗ

а) Теория решения изобретательских задач

б) Теория развития изобретательских закономерностей

в) Теория решения исследовательских задач

2. Кто автор ТРИЗ

а) Я. А. Коменский

б) Г. С. Альтшуллер

в) В. А. Сухомлинский

3. В каких видах деятельности можно использовать ТРИЗ-технологию?

а) образовательной

б) игровой

в) в образовательной, и в игровой

4. Целью ТРИЗ-педагогики является

а) воспитывать патриота

б) воспитывать бережное отношение к природе

в) формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценной творческой личности, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

5. Что является результатом применения ТРИЗ-технологии?

а) преодоление застенчивости, замкнутости, робости ребёнка

б) рост словарного запаса

в) оба варианта верны

6. Найдите решение задачи, используя ТРИЗ-технологию : зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.

а) два зонтика

б) складной зонтик

в) дождевик вместо зонтика

1. Практическая часть: практическое задание «Сказка по – новому». Предлагаем вам придумать новый сюжет старой сказки на ваш выбор: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Например: Старая сказка – “Крошечка-Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Заключение:

Ведущий: Вот и подошла к концу игра. В этой игре нет ни победителей, ни проигравших. Я искренне надеюсь, что сегодняшняя игра принесла хоть дольку радости в ваши сердца и оставила там приятный след.

У педагога, использующего ТРИЗ – технологию, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Я вам желаю творческих успехов и здоровья, ведь его всегда не хватает!

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Деловая игра для воспитателей «Его величество Проект» Ход игры: - Внимание, внимание! Его величество Проект приглашает вас, уважаемые коллеги, на игровую площадку, для того чтобы оснастить нас,.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Сюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группеСюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ. Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для воспитателей «Технологии ТРИЗ»
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 18:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД