Марина Малеева
Деловая игра «По ступенькам педагогического мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
а) краткая вступительная беседа
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное.
Педсовет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений методических проблем и обобщение опыта коллег.
Публикация «Деловая игра „По ступенькам педагогического мастерства“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Все мы знаем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сегодня мы тоже будем играть. Через деловую игру будем искать эффективные методы и приёмы, чтобы воспитание и образование по основам безопасности и жизнедеятельности детей было не только обучающим, но и развивающим.
б) организационный момент
- Участники деловой игры делятся на две команды, придумывая название соответственно теме педсовета.
- Оценка ответов осуществляется по 5-бальной системе экспертной группой
– Экспертная группа: директор Лашкина Н. М., ст. воспитатель Нугаева Ф. Э.
- Приветствие команд и настрой на деловую игру
Надеемся, каждая команда проявит творчество и определит правильные пути к решению поставленных задач. Сегодня мы будем говорить об эффективных методах и приёмах, способствующих познавательной активности и исследовательской деятельности детей.
Разминка
Игра «Хитрые вопросы»
Использование шуточных вопросов.
- Когда человек может двигаться со скоростью машины? (когда едет в машине)
- По чему ездят машины?
- Автобус ехал в Анапу, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Анапу?
- Что общего между лейкой и пожарной машиной? (между машиной и ракетой)
В чём польза этих простых, на первый, взгляд вопросов в работе с детьми?
(ответы участников команд)
Игра «Скоростное шоссе» Узнать по описанию, о чём идёт речь? За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл, отвечать сразу же.
Вопросы для 1 команды
1. Сердце машины -… (мотор)
2. Главная автомагистраль -… (шоссе)
3. Знак, обозначающий “Проезд запрещен”, - (кирпич)
4. Край дороги - (обочина)
5. Изменение направления движения - … (поворот)
6. Наказание за нарушение ППД - … (штраф)
7. Заторы транспорта на дороге - (пробка)
8. Животное, обозначающее переход дороги, - … (зебра)
9. Пересечение двух дорог - … (перекресток)
10. Транспорт, выравнивающий дорогу, - … (каток)
Вопросы для 2 команды
1. Человек, управляющий транспортом, - … (водитель)
2. Человек, идущий вдоль дороги, - … (пешеход)
3. Пассажирский транспорт, работающий на бензине, - … (автобус)
4. Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут, Вдоль по улицам бегут. (метро)
5. Транспортное происшествие - … (авария)
6. Место ожидания транспорта - … (остановка)
7. Конец дороги - … (тупик)
8. Человек, не соблюдающий правила - … (нарушитель)
9. Устройство, останавливающее движение людей и машин, - … (светофор)
10. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью, - … (велосипед)
(Чем полезны такие приёмы в работе? Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать).
Теоретическая часть
1-е задание
1к. Какое занятие называют комплексным?
2к. Какое занятие называют интегрированным?
(нужна ли минута на подготовку)
Ответы:
Комплексность – это такое взаимодействие, когда виды деятельности выстраиваются отдельно, используются не одновременно, а последовательно, с логическим построением. Они объединены одной темой, воспитательные задачи ставятся отдельно по каждому виду деятельности)
Интегрированные занятия строятся во взаимодействии, взаимно дополняя различные виды деятельности образовательных областей, т. е, в основе интеграции лежит синтез различных областей деятельности. Сущностью интегрированного подхода является соединение занятий из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Мир – это целостная система, где всё взаимосвязано, и мир, окружающий ребёнка, познаётся им в своём многообразии и единстве.
Методы проведения интегрированных занятий не стандартны и интересны.
Вывод:
Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции. Полезно применять в своей работе.
Задание: с какими образовательными областями можно интегрировать ОБЖ?
2 –е задание.
Перед вами 2 - е модели построения занятия. Как называются такие занятия (задания на карточках)
Дать название занятию и его определение.
1 команде сказать: Как называется 1-я модель построения занятия.
2-я команда назовёт вторую модель построения занятия и его определение.
(Обучающее и развивающее).
Вопросы:
1к. ЗУН
2. Когда ребёнок сам делает открытия, на таких занятиях повышается познавательная и исследовательская активность детей)
Методы и приёмы, повышающие детскую активность и познавательную деятельность на занятиях
Интеграция образовательных областей: Безопасность, Познание, Социализация, Коммуникация
Метод моделирования. В чём польза?
3- задание
1 команда
Составление рассказа по картине для занятия по ОБЖ.
Сделать для детей модели к плану для составления рассказа по картине.
План:
1. Как называется картина.
Место действия
1. Время года.
2. Действующие лица, одежда героев.
3. Действия каждого героя
4. Настроение и характер действующих лиц.
5. В чём ошибка героев?
6. Что посоветуете героям картины?
В чём польза метода моделирования?
2 команда
Заучиванию стихов. Сделать к каждой строчке модели для заучивания стихотворения с детьми. Прочитать по данной модели стихотворение.
В чём польза метода моделирования?
(поддерживает внимание детей, повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, мышления, речи, памяти, даёт нужные знания; в заданиях переплелись элементы математических понятий, обучения грамоте с познавательным материалом об окружающем).
Элементы исследовательского обучения на занятиях по ОБЖ.
Они направлены на развитие умений выявлять проблемы, строить гипотезы, наблюдать, ставить эксперименты, делать умозаключения и выводы.
4-е задание
Учимся выдвигать гипотезы. С этой целью в своей работе на занятиях по ОБЖ можно использовать разные вопросы. Вот примеры таких вопросов:
- Найти причину событий…
1 команде - Чем могут быть полезны. ?
- Как происходит….?
2 команде - Что произойдёт, если?
- Почему?.
- Даётся задание….и задаё тся вопрос: «Что нужно сделать, чтобы…. ?
Какая команда выдвинет больше гипотез по всем разделам ОБЖ, пользуясь одним из выбранных вопросов?
5-е задание
Развитие умения задавать вопросы.
Кто больше придумает вопросов о предмете?
-Игла
-Спичка
6-е задание
Умение видеть с позиции другого
Если бы машины умели разговаривать как люди, какие вопросы они могли бы они вам задать? (команды отвечают по очереди, выигрывает тот, кто задаст последним вопрос)
7-е задание
Метод на развитие первичных умений давать определения понятиям. Словарь определений. Командам даются слова, к которым надо подобрать определения.
Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
1 Велосипед – двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
1 Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
1 Движение – езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.
2 Пешеход – человек, идущий пешком.
Автостоп – вид спорта, путешествие на попутных машинах.
2 Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка – быстрое движение, езда.
Инспектор – должностное лицо, занятое инспектированием.
Инспектировать – проверять правильность чьих – то действий.
2 Жезл – короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам (толковый словарь русского языка)
Метод на развитие первичных умений давать определения понятиям.
1 команде: велосипед, дорога, движение.
2 команде: пешеход, жезл, автобус.
8-е задание Развитие у детей умения исправлять ошибки.
1 команда Трамвай всегда обходи спереди, а автобус – сзади. Если ты потерялся на улице, плачь громче, попроси первого встречного помочь тебе.
2 команда
При переходе через улицу нужно сначала посмотреть налево, а потом направо.
Соблюдая правила пешехода, мы должны идти по правой стороне обочины, навстречу движущемуся транспорту.
9-е задание
Приё м логического построения событий:
Выстроить вопросы так, чтобы получился логически последовательный рассказ (работа с карточками).
1 –я команда
Как должен себя вести пассажир?
Чем воспользуется пешеход, чтобы прибыть поскорее к пункту назначения?
Куда направится пешеход, чтобы сесть в общественный транспорт?
Как должен вести себя пешеход, находясь на остановке в ожидании общественного транспорта?
2-я команда
- Почему нужно быть особенно осторожными, находясь на осевой линии?
- Где можно перейти улицу через проезжую часть?
- Как узнать то место, где переход разрешается?
- Как нужно переходить по пешеходному переходу (последовательность действий)
10 задание Осторожно,знаки! Какой знак может быть обозначен такими словами.
1 команда
1. “Ура! Уроки отменили!” (Осторожно, дети)
2. “Шарики без роликов” (Светофорное регулирование)
3. “Игра на рояле” (пешеходный переход)
2 команда
4. “Клад кота Леопольда” (дорожные работы)
5. “Спи, моя радость, усни” (подача звукового сигнала запрещена)
6. “Ветры и версты, убегающие вдаль,
5. Вопрос
Домашнее задание педагогов.
Демонстрирование дидактических игр и развивающих игровых приёмов по ОБЖ.
Слово жюри
Подведение итогов игры «По ступенькам педагогического мастерства»
Из опыта работы:
В нашем учреждении педагоги не раз обсуждали вопросы: как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий? Ответы были найдены и были выработаны принципы работы с детьми по данному направлению. К ним относятся:
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;
- работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Решение:
В учено-воспитательной работе по ОБЖ учитывать следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребёнка;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- принцип использования элементов исследовательского обучения:
выявление проблем, выдвижение гипотез, использование наблюдений, умение делать выводы.
Ответственные: воспитатели групп