Ирина Федосенко
Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать педагогическую компетентность педагогов в вопросе ознакомления детей с художественной литературой.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах ознакомления детей с художественной литературой.
2. Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.
3. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Публикация «Деловая игра с педагогами „Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ход «Деловой игры» (Слайд 1)
Добрый день уважаемые коллеги. Приветствуем Вас на деловой игре «Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой», в ходе которой Вам представится возможность поделиться своими знаниями и умениями в области ознакомления детей с художественной литературой, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. (Слайд 2)
Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Развивать способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. Использовать современные методы и приёмы в воспитании грамотного читателя.
И сегодня об этих методах мы побеседуем в дружеской обстановке. Для того, чтобы начать нашу Деловую игру, предлагаю разделиться на три команды в соответствии с цветом жетона, который вы выбрали и придумать для своей команды название.
Начнем с разминки. (Слайд 3) Я буду задавать вопросы, а команды быстро, односложно отвечают «Да» или «Нет»
I Разминка:
•Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
•Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
•Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
•Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
•Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
•Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
•Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
•Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
произведения. (Да)
•Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой
(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет с названием метода и подбирают приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Переходим к конкурсам, которые основаны на 2х методиках, наиболее популярных в наше время. Выполняя эти конкурсные задания, кто-то из педагогов систематизирует свои знания, а кто-то узнает новое для себя. Причем, подобные конкурсы интересны, как для педагогов, так и для детей.
(Слайд 4)
II Методика ТРИЗ способствует формированию связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитию творческих способностей.
(Слайд 5)
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала” (3 картинки)
Цель игры: развивать у дошкольников наблюдательность, сообразительность, умение выделять существенные признаки.
В ходе этой игры у детей развивается наблюдательность, сообразительность, умение воспринимать и анализировать тест. (Слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11)
«Новая сказка» (Слайд 12)
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные
объекты, сформировать умение составлять сказочный текст
III Мнемотехника
В основе следующих конкурсов лежит методика мнемотехники.
Еще К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
(Слайд 13)
Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, (Слайд14) последовательно переходить к мнемодорожкам, (Слайд 15) и позже - к мнемотаблицам. (Слайд 16)
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы хорошо ипользовать при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
1. Заучивание стихотворения (Слайд 17)
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого, используя графическое изображение, надо по памяти воспроизвести стихотворение целиком.
«Песенка шмеля»
Я большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель.
Звонкими ручьями,
Жаркими лучами.
Я летаю, я жужжу,
Над поляною кружу.
Яркий выберу цветок
Буду пить душистый сок
2. Загадки: (Слайд 18)
•Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
(Слайд 19)
•Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж)
(Слайд 20)
•Кругла, а не мяч
Желта, а не солнце
С хвостом, а не мышь. (Репа)
3. Составление рассказа (Слайд 21)
Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом помогают выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
• «Дары осени» Таня спросила у мамы, какое у неё любимое время года? «Осень» - ответила мама. Почему осень? – спросила Таня. Ведь осенью становится холодно, всё небо в тучах и часто идёт дождь. Осенью становится грязно, на земле много луж. Мама ответила: осень красна дарами. Осенью в саду поспевают фрукты: яблоки, груши, сливы, а в огороде – овощи: капуста, морковка, кабачки, картошка, свёкла. Люди из овощей и фруктов делают заготовки в банках и радуют себя зимой вкусными компотами, вареньем и соленьем.
• «Поздняя осень» Наступила поздняя осень. Солнце уже не так ярко светит и не так сильно пригревает, как летом. Стало холодно. Часто идёт дождь. Люди надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. В лесу созревают ягоды и грибы. Звери и птицы готовятся к зиме. Белка запасает орехи в дупле, заяц меняет шубку серую на белую, а медведь укладывается спать в берлогу. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг.
• «В лес за грибами» Пошли как-то дети в лес за грибами. Взяли они с собой большие корзинки. Идут по лесу, да только ни одного гриба не видят. Вдруг увидели красивый красный гриб с белыми пятнышками. Обрадовались! Только собрались сорвать его и в корзинки положить, а белочка, которая на ветке сидела и все видела, им говорит: «Красивый гриб мухомор, да только несъедобный. Нельзя его рвать, он ядовитый». Пошли дети дальше и под елкой нашли гриб-боровик, а на лесной полянке набрали много грибов маслят.
IV Подведение итогов (Слайд 22)