Папки-передвижки

Дети-исследователи. Из опыта работы по стимулированию экспериментальной деятельности детей

Фидания Гиззатуллина
Дети-исследователи. Из опыта работы по стимулированию экспериментальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Дети – исследователи

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. У ребенка, почувствовавшего себя исследователем, побуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.

Публикация «Дети-исследователи, Из опыта работы по стимулированию экспериментальной деятельности детей» размещена в разделах

Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребенка. Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребенка желание продолжить и закончить эксперимент.

В этой группе я работаю первый год. Идею исследовательских ситуаций иногда подаю сама. Сидя за столом, во время завтрака Разиля в чай уронила витамин, а я нечаянно обронила: «Интересно, что еще в воде тонет, а что плавает?»

Налили в таз воду и поместили туда предметы из разных материалов. Стали выдвигать гипотезы. Многие сразу сказали, что утонут металлические предметы и камни, а пластмассовые и деревянные будут плавать. Потом проверяли свои гипотезы, многие из которых оказались верными. Интерес вызвал эксперимент с пластмассовой тарелкой: она плавает, если ее положить на поверхность воды, и тонет, если опустить в воду ребром.

Затем решили объединить плавающий предмет с неплавающим и проверить, как они будут вести себя в воде. Выяснили: если положить небольшой камень в центр тарелки и опустить ее на воду, то эти предметы не утонут. Если же сместить этот камень на край тарелки, то она перевернется и может остаться на плаву (или утонет, если встанет на ребро, а камень в любом случае пойдет ко дну, Если же положить в тарелку большой по размеру камень, то утонут оба предмета.

Поэтапность детского эксперимента выглядит следующим образом:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Проверка гипотезы.

5. Если гипотеза подтвердилась – формулирование выводов (как получилось).

6. Если гипотеза не подтвердилась – выдвижение новой гипотезы, ее проверка, формулирование

Спонтанные эксперименты, возникающие на прогулке с детьми 4-х лет.

Дети среднего возраста задают тысячи вопросов, ведь не зря этот возраст называют возрастом почемучек. У ребенка 4-5 лет появляется потребность познавать. И если мы не будем развивать эту потребность, то он не сможет гармонично развиваться.

Детский вопрос – это призыв к разговору. Можно, конечно, на детские вопросы ответить формально, но гораздо полезнее помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы «как», «почему?», используя для этого различные увлекательные эксперименты.

Иногда случается так, что дети ставят проблему, но не могут или не хотят сразу же ее решить. Пусть сегодня они не нашли ответа – завтра они о ней вспомнят, будут о ней говорить. Как любому взрослому, мне хочется сразу же помочь им, подсказать правильное решение. Но надо помнить, что ребенку интереснее не узнать, а догадаться. Задача же взрослого – не упразднять таинственность явлений, а приоткрывать ее.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Собирая семена вьюнков, дети нашли под листвой божью коровку. Положили ее на ладошку. Она неподвижна. Дети заинтересовались этим, стали задавать вопросы и выдвигать гипотезы: «Что это с ней? Она умерла? Нет, она заснула, устала! Нет, она просто молчит. Может быть, она объелась цветов?»

Любопытство и удивление детей послужило толчком к экспериментированию. Не отвечая на вопросы, вместе с ними удивляюсь, рассматриваю, спрашиваю: «Может быть ей холодно? Какая сегодня погода?» Дети рассказывают о погоде, предлагают много вариантов, как можно согреть насекомое (положить в перчатку, в карман, взять в группу). Опять задаю вопрос:»Что будет с божьей коровкой, если ее согреть своим дыханием?» Провели эксперимент. Сколько было радости, когда божья коровка ожила и стала ползать по ладоням детей! Затем дети сами сделали вывод : осенью с наступлением холодов божья коровка засыпает.

ПАУЧОК

Необыкновенно красива рябина осенью! Она растет у нас на участке. Мы рассматривали ее веточку, гроздья, И вдруг на стол упал паук. Это вызвало у детей столько радости и удивления! Они описывали его ласковыми словами: «Малюсенький, красивенький, ногастенький». Сосчитали его ножки – их оказалось восемь.

Ринас вспомнил, что у божьей коровки было шесть. На мой вопрос, чем питаются пауки, дети ответили : «Листьями, землей, ничем». Я постаралась дать им полезную информацию, но так, чтобы им было интересно. Пауки – хищники, они питаются мухами, комарами. По поведению паука можно предсказать погоду. Если паук не раскидывает своих сетей для ловля насекомых – жди похолодания. А если он плетет сети – это к теплу. На вопрос детей, где берет паук паутину, рассказываю, что в нижней части его брюшка находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину. Паучок так заинтересовал ребят, что они и на следующий день его искали.

КРАСЯЩИЕ ЯГОДЫ

Ислам, выходя на прогулку, сорвал с куста черноплодную рябину и съел. Дети стали делать замечание, что он испачкал себе рот. Возвращаясь с прогулки, я незаметно сорвала гроздь красной и черноплодной рябины и принесла в группу. Продолжая дискуссию детей, я спросила: «Чем же испачкал себе рот Ислам? И по листу провела ягодой – не пачкается». Дети тоже взяли по ягодке и стали тереть им лист бумаги. На удивление детям лист бумаги оставался чистым. А дети то и дело заглядывали то на лист, то на Ислама. Открытие сделал Ринас, он предложил ягоду раздавить. Дети так и сделали, из ягод выделился сок. Такой же сок выделился из красной рябины, только они разного цвета. Сделали вывод: цвет зависит от цвета ягод. Я поинтересовалась, всегда ли в ягодах есть сок. Дети ответили : «Да!» Тогда я взяла сухие ягоды рябины, в уголке природы стоял осенний букет и дала некоторым детям. Дети силой пытались добыть сок, но ничего не получалось. В результате эксперимента дети самостоятельно узнали, что в сухих ягодах сока нет.

Мини – опыт «Ежик».

Проводим с детьми и мини - опыты, вот такой ежик «живет» у нас в природном уголке зимой. Сделать его очень просто, но интересно. Взяли старый носок, наполнили опилкой, смешанной пшеницей и зашили. Приделали с детьми глазки, носик и поместили на полку природного уголка. Поливали, не давая засохнуть. Через 5-6 дней появились зеленые ростки. А радости сколько!

Публикации по теме:

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Проект «Птицы — наши друзья». Развитие исследовательской деятельности у дошкольников МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка» города Губкина Белгородской области Развитие исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети-исследователи. Из опыта работы по стимулированию экспериментальной деятельности детей
Опубликовано: 24 марта 2013 в 14:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети-исследователи. Из опыта работы по стимулированию экспериментальной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Фидания Гиззатуллина (УИ 88283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД