Алла Силяева
Дети в пространстве культуры провинциального города
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в пространстве культуры провинциального города.
Учитель индивидуального обучения
ГКОУ «Котовская школа – интернат»
А. М. Силяева
Современное понятие «провинциальный город», сформировавшееся в теоретической литературе, обозначает малый город, удаленный от центра страны, неподвластный интенсивному влиянию бурной жизни больших городов. Часто периферийный город является спутником крупного промышленного соседа или сельскохозяйственным поселением, исторически сохранившим статус города. Провинциальный менталитет, хранящий истинные традиции народа, воплощенные в жизненном коллективном пространстве составляет особенность провинциального города.
Публикация «Дети в пространстве культуры провинциального города» размещена в разделах
Культурное пространство провинциального города двояко. С одной стороны гомеостатичность (постоянство) провинциальной культуры стабилизирует культурное отечественное пространство, определяя в последнем застойные, средне-низкие темпы развития. Это приводит к сравнительной устойчивости культуры поотношению ко времени, внешним (иногда пагубным) факторам. С другой стороны, обекатегории подвержены динамике, вызванной инновациями столичных центров, крупных городов. В результате выделенных процессов формируется внутренняя самобытность провинциалов, что представляет в наши дни локальный срез культуры русского общества.
Что же провинциальная культура из себя представляет? Первая особенность этой культуры – ее локальность. Обращаясь к проблеме понимания метафоры «провинция-захолустье», отметим, что не стоит подразумевать под понятием «провинциальная культура» нечто отсталое, упрощенное. Эта культура – уникальный комплекс особенностей национальной культуры, сохраненный традициями городской жизни на протяжении столетий во многих малых городах России. Для них характерен некий вневременный дух бытия, обусловленный спецификой жизни.
Источником культурного развития в малых городах может служить инновация, носителями которой обычно выступают творческие личности.
Способность отфильтровать негатив прошлой культуры определяет устойчивое положение провинции в социокультурном пространстве. Имеется существенная проблема культурного отторжения. Она заключается в том, что не всякое нововведение может соединиться с социокультурной средой. Город предстает как текст и контекст культуры. Динамика провинциальной культуры заметна в противоречии «столица-провинция». Сосуществование этих культурных пространств взаимодополняет общероссийскую культуру, стимулирует ее к дальнейшему развитию. Культура провинции выполняет четыре главные функции: носительницы народных традиций, благодаря которой поколения передают и воспроизводят определенные жизненные установки; хранительницы преемственности национальных черт характера, формирует у людей иные мотивационные ориентации поведения; играет роль фактора политической стабилизации общества, которая достигается через влияние провинциальной культуры на сознание людей.
Таким образом, культура малых городов России, выполняя важнейшие задачи, требует сохранения ее наследия. При обращении к понятию «культурное наследие» надо пояснить, что это совокупность ценностей, формирующихся на базе устойчивых культурных предпочтений общества, таких как привлекательность природной и историкокультурной среды, ее удобство и благотворное воздействие на человека, культурная историческая преемственность, поддержание традиций и обрядов, ценность идей, реликвии, символы времени, сохранение памяти, раритеты древности и т. д. Возможности провинциального пространства заключаются в содействии восстребованности провинциальной культуры не сколько в коммерческих целях, сколько в качестве базы для духовного возрождения регионов; обеспечение охраны культурного наследия российской глубинки как на государственном уровне, так и личностно-индивидуальном посредством воспитания общегуманных качеств человека; учете культурно-исторической специфики региона в определении стратегии его развития, целесообразном использовании памятников; сохранении и воссоздании многофункциональной эстетики провинции. Это является общим делом для всех, кто заинтересован судьбой отечественной культуры.
Образование вполне можно рассматривать как способ вхождения человека в мир культуры. Понятие образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей.
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма организации системы образования сохраняет эту сущностную характеристику. Это означает, что сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды.
Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность.
Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, развертывание информационного пространства являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации пространства. При этом думается, что культурно образовательное пространство не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса.
В настоящее время понятие "образовательное пространство" вводится в категориальный аппарат педагогики, глубоко исследуются различные его аспекты. (Виленский М. Я., Гинецианский В. И., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Панов В. И., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г. и др.). Под образовательным пространством многими психологами, педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Культурно-образовательное пространство является предметом исследования Гладченковой Н. Н., Ничипуренко И. М., Усатой Н. Н и др.
Культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.
В нем условно мы выделяем учебно-развивающую среду школы, внеклассную досугово-развивающую среду.
Учебно-развивающая среда школы (учебная деятельность в школе, выполнение домашних заданий, самоподготовка и т. д.) является основным источником познавательной, культурной информации. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации в стенах образовательного учреждения. Затем рейтинг этой среды снижается.
Внеклассная досугово-развивающая среда очень привлекательна для младших школьников. Дети начальных классов активно включаются в жизнь класса, школы; любят объединяться, сообща участвовать в творческой деятельности, проявляют интерес к общению с детьми, к творческим объединениям, кружкам.
Данные компоненты культуро-образовательного пространства представляют педагогически организованные среды. Для примера «Котовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой- интернат VIII вида» с детский дом- интернат г. Петров Вал Волгоградской области сотрудничает. Совместно педагоги организуют внешкольное культурно- образовательное пространство учащихся, ежегодно празднуют «Масленицу», «День открытых дверей». Учителя классов со сложной структурой дефекта в развитии вместе с детьми посещают художественную галерею, концерты классической и народной музыки организованные колледжом искусств г. Камышина и детской школой искусств г. Петров Вал. Участвуют в художественных, интеллектуальных конкурсах (Интеллект. Ум., «Родом из детства», «Благодарение. Дары осени.», «Лунный кот», «пасхальная палитра» и др., танцевальных фестивалях всероссийского масштаба, посещают православный храм г. Петров Вала. Участие в данных мероприятиях способствуют социализации детей, развитию творческому самовыражению, повышает самооценку учеников, систематизирует поведенческие навыки.
Педагоги ставят перед собой задачу наполнить культурно-образовательное пространство детей таким содержанием, которое помогло бы помочь учащимся избежать духовного и нравственного оскуднения в период кризисного состояния общества. При построении культурно-образовательного пространства в период взросления ребенка для его успешной социализации необходимо вносить изменения в структуру, содержание, организацию образовательно-воспитательного процесса, которые бы обеспечили культурную идентификацию, социализацию и индивидуализацию каждого ребенка.
Литература:
1. Крылова Н. В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М. ,1991.
3. Психология. Словарь. М., 1990.
4. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
5. Культурология. Под ред. Драча Г. В. Р. -на-Д., Изд. Феникс,1995.
6. Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб. статей по материалам Первой межвузовской научно-практической конференции / Под ред. З. А. Гриценко. – М. :МГПУ, 2007.