Светлана Анисимова
Агрессия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская агрессия – одна из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для современного общества в целом. Усиливающаяся волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения способов преодоления и предупреждения детской агрессии. Проблема агрессивности дошкольников затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство как у педагогов школы, так и у родителей, следовательно, и научно-практический интерес исследователей. Однако, несмотря на имеющиеся исследования в области изучения детской агрессивности, причин ее проявления, многие вопросы в данной области по-прежнему остаются открытыми.
Публикация «Агрессия у дошкольников» размещена в разделах
Проблема нашего исследования заключается в изучении особенности детской агрессии и возможности ее предупреждения и преодоления посредством педагогического общения на основе анализа изученной педагогической литературы и исследования практики по предупреждению и преодолению агрессии.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам конкретизировать понятие «педагогическое общение». Под педагогическим общением в научной литературе принято понимать специфическую форму общения, имеющую свои особенности и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Нами были выявлены стили педагогического общения, описанные Кан-Каликом. Они следующие:
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога;
- Общение на основе дружеского расположения;
- Общение-дистанция;
- Общение-устрашение;
- Общение-заигрывание;
В практической части нашего исследования нами представлены технологии предупреждения детской агрессии в процессе педагогического общения, такие как: Работа с гневом, включающая игровые приемы "Недружеский шарж"
"Мешочек криков"
"Листок гнева"
Подушка для пинаний
"Рубка дров"
Игры с песком и другие.
Обучение самоконтролю ("Сигналы гнева", "Гнев на сцене", "Посчитал до десяти я и решил. ")
Ролевые игры
В данной работе проведено исследование агрессии у детей дошкольного возраста. В нем принимало участие 30 детей подготовительной группы. Кроме того работа велась с их родителями.
Использовались методики:
- «Дом-дерево-человек» (для ребенка,
- Рисунок семьи» (для ребенка,
-Тест на определение внутренней агрессивности С. Дайхоффа (для ребенка,
- Анкета агрессивности ребенка «Признаки агрессии» (для педагогов,
- Критерии выявления агрессивного ребенка «Тест родительского отношения» (для родителей).
В ходе исследования мы увидели, что проявление агрессии часто встречается среди детей дошкольного возраста с целью привлечения внимания. Причины ее часто исходят из обстановки в семье, при общении с другими детьми, а находят отражение на занятия в детском саду, часто находя выход на общении с воспитателем.
Следовательно, для успешной работы в данном направлении уместно использовать ряд правил, а при работе с родителями им рекомендуются различные игровые ситуации, помогающие снизить степень агрессивности дома.
Исходя из цели исследования, были решены следующие задачи:
-изучено состояние данной проблемы в литературе и на практике;
-раскрыты социально – педагогические основы понятия «детская агрессивность»;
-изучены причины возникновения агрессии и особенности ее проявления в дошкольного возрасте;
-рассмотрены средства педагогического общения с детьми дошкольного возраста;
-изучены методы диагностирования детской агрессивности;
-разработаны модель преодоления и предупреждения агрессивного поведения дошкольников путем педагогического общения.
Исследование подтвердило гипотезу о том, что агрессию детей можно предупредить и преодолеть, опираясь на положительные стороны личности детей. Как писали классики, человек, как в зеркало, смотрится в другого и после этого ощущает себя человеком. Таким человеком и должен быть воспитатель.