Седова Наталья Владимировна
Детская проектная деятельность в старшей комбинированной группе «Кузькин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская проектная деятельность в старшей комбинированной группе: "Кузькин сундучок".
2022 - 2023 уч. г.
Актуальность:
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Публикация «Детская проектная деятельность в старшей комбинированной группе „Кузькин сундучок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Интерес к фольклору и декоративно – прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку – его богатству, образности, напевности. Именно в фольклоре, мастерстве отражаются душа народа, его глубинная связь с окружающей природой. Его светлые обычаи и традиции.
Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
Задачи проекта:
- Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
- Знакомить с различными образцами устного народного творчества, прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
- Развивать и обогащать словарный запас;
- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
Предполагаемые результаты:
- Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
- Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
- Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
- Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
Руководители проекта:
Воспитатели группы: Седова Н. В. ; Филиппова Н. С.
Аудитория: дети старшей комбинированной группы №11 «Ромашка», родители.
Тип проекта: образовательный, долгосрочный, внутригрупповой.
Сроки реализации: сентябрь – май.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
Словесный: беседы, обсуждения, поощрения, убеждения, постановка и решение вопросов пробеленного характера, мотивация, заучивание стихов и считалок, частушек, песен, чтение художественных текстов.
Наглядный: наблюдения, рассматривание, просмотр презентаций и видео.
Практический: упражнения, акции, настольные, дидактические и подвижные игры.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.
Продукт:
Работы по аппликации, лепке, ручному труду, рисованию.
Коллективные работы.
Создание уголка русской избы.
Создание развивающей среды в группе;
Творческие конкурсы (совместные - родителей и детей).
Подбор консультативного материала для родителей;
Презентации по теме проекта.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, картины, фотографии,
аудио записи, DVD – записи, художественная литература, иллюстрации.
Календарно – тематический план проектной деятельности.
Сентябрь 2022г.
- Сбор материала.
- Оформление уголка «Русская изба».
- Чтение З. Александровой «Домовёнок Кузя».
- Рассматривание иллюстраций и просмотр отрывка из мультфильма «Домовёнок Кузя».
- Слушание русских народных песен и просмотр р. н. танцев.
- Беседа «Фольклор и декоративно – прикладное искусство».
- Игра «Аюшка», «Пирог».
- Беседа: «Семейные традиции».
- Работа с родителями «Наша семейная традиция».
Консультация для родителей: «Фольклор в жизни ребенка».
Октябрь 2022 г.
- Беседа «Знакомство с русской избой и бытом».
- Экскурсия в виртуальный музей: «Русская изба».
- Аппликация с элементами рисования «Русская печь».
- Слушание Светлана Марусева — «РУССКАЯ ПЕЧКА».
- Папка – передвижка для родителей «Русская изба».
- Заучивание и пение песни «Пироги».
- Беседа: «Домотканые половики».
- Аппликация с элементами ручного труда «Кот на домотканом половике».
- Игра «Водяной».
Ноябрь 2022г.
- Беседа «Ярмарка».
- Загадывание загадок о товарах на ярмарке.
- Пение р. н. песни «На ярмарке».
- Подвижные игры: «Карусель» и «Игра с лентой».
- Лепка из солёного теста «Крендельки».
- 12 ноября «Синичкин день»
- Акция «Кормушки для синичек» (работа с родителями).
- Консультация для родителей: «Птицы – наши друзья»
- Беседа «Волшебная Дымка» знакомство с дымковской игрушкой.
- Лепка «Лошадка».
- Чтение потешки «Едет Ваня в новой шапке…».
Декабрь 2022г.
- Беседа: «Сею, вею-повеваю
С Новым Годом поздравляю!».
- Коллективное конструирование: «Украсим группу к новому году».
- Загадывание загадок о зиме, зимних забавах, зимней одежде.
- Разучивание р. н. песенки «Как на тоненький ледок».
- Практическое упражнение «Ёлку наряжаем - желание загадаем».
- Хоровод вокруг ёлки.
Творческая работа детей и родителей «Новогоднее чудо».
- Беседа «Валенки, да валенки».
- Аппликация «Гирлянда Валенки».
- Музыкальная игра «Музыкальные валенки».
- Слушание песни «Валенки, да валенки».
Январь 2023г.
- Беседа: «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».
- Заучивание,слушание, пение частушек.
- Прохлопывание ритма частушек.
- Аппликация из бросового материала (фантики): «Русская красавица».
- Консультация для родителей: «Частушка».
- Беседа: «Балалаечка играет, балалаечка поёт».
- Слушание игры на балалайке, трещотке, ложках, свистульке, гуслях.
- Слушание р. н. песни «Во поле берёза стояла».
- Шумовой оркестр «Как у наших у ворот».
- Заучивание потешки «Как у нашего соседа
Весела была беседа…».
- Пальчиковая гимнастика «Дудочка».
- Подвижная игра «Морозное дыхание» (снежинки из волшебного сундучка домовёнка Кузи).
Февраль 2023г.
- Беседа «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Аппликация с элементами ручного труда: «Богатыри земли Русской».
- Слушание А. Бородина «Богатырская симфония».
- Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Времена теперь другие…».
- Пение р. н. песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Заучивание считалок «Аты-баты, шли солдаты», «Конь ретивый».
- Беседа «Поэзия народного костюма».
- Рисование с элементами пластилинографии «Украсим сарафан / рубаху».
- Слушание р. н. песен «Барыня», «Кузнецы», «Красный сарафан».
Март 2023г.
- Беседа «Ходит сон без окон» (колыбельные, пестушки).
- Аппликация: «Кот Баюн».
- Заучивание потешек: «Мы проснулись», «Вместе с солнышком встаю».
- Слушание и заучивание р. н. колыбельных.
- Беседа: «При солнышке тепло, при матери добро».
- Аппликация с использованием пряжи «Портрет мамы».
- Чтение и заучивание стихотворения И. Мазнина «Беседа о маме».
- Речевое упражнение: «Скажи ласково», «Моя мама – какая?» .
- Игра: «Солнышко».
Консультации для родителей: «Польза сна для детей», «При солнышке - тепло, при матери – добро».
Апрель 2023 г.
- Беседа «Светлый праздник Пасха».
- Рассматривание пасхальных яиц.
- Разучивание стихотворения И. Евдокимовой «Праздник Пасхи».
- Рисование «Роспись деревянных яиц».
- Игры «Кто быстрее возьмёт яйцо», «Пронеси яйцо в ложке».
- Беседа «Русская матрёшка»
- Рисование «Роспись матрёшек».
- Слушание песен «Русская матрёшка», «У матрёшки розовые щёчки».
- Скороговорка: «У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке».
- Игра «Прятки с матрёшкой».
- Игра – хоровод с матрёшкой.
Консультация для родителей: «Роль скороговорки в развитии речи дошкольников».
Май 2023г.
- Беседа: «Любимые сказки».
Аппликация с элементами рисования: "Три поросенка".
- Игра «Бабка Ёжка».
- Игровое упражнение «Угадай сказочного героя».
- Настольный театр «Снегурушка и лиса».
- Консультация для родителей: «Почитай мне мама сказку».
- П/игры «Мыши водят хоровод» и «Жили у бабуси».
- Беседа: «Милости просим чайку откушать, да песенку послушать» (традиция чаепития из самовара).
- Игра «Чай-чай выручай».
- Слушание песни «В гости к самовару».
- Аппликация: «Самовар».
Фотогазета: «Семейные традиции».