Наталья Заварзина
Детские интересы
▼ Скачать + Заказать документы
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. Если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.
«Интерес можно охарактеризовать как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью»
Публикация «Детские интересы» размещена в разделах
Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью, действенностью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью.
Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги т. п.). У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.
Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно наглядно. Например, яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. д. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит.
По мере роста ребенка меняется и характер его интересов : они становятся устойчивее, осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.
Вместе с развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание: улетают в космос отважные космонавты, корабли уходят в море, спортсмены отстаивают честь страны.
Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир ребенка является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений, навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Прежде всего, отношение взрослого к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство - стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати, справочникам. Конечно не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. Следует иметь ввиду и другое : не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь - почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.
Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос.
Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одновременно воспитывает бережное отношение ко всему живому, природным богатствам родного края. Он только учит детей видеть красоту природы наслаждаться ею, но и приучает оберегать ее, не относиться к ней потребительски, а активно сохранять ее, принимать посильное участие в создании прекрасного в природном окружении. Он подводит детей к пониманию того, что красота и богатство родной природы зависят от бережного отношения к ней, от труда людей, вложенного в ее сохранность и совершенствование.
Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. И чтобы воспитать стремление «не хочу», к появлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малопонятное – доступным.
Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно – воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию : от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных – к целенаправленным, опосредствованным.