Елена Костюк
Детские страхи
▼ Скачать + Заказать документы
Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, высоты, животных, сказочных персонажей.
Психологи выделяет 29 типов страха (по А. И. Захарову, которые переживают дети с момента рождения и до 16-18 – летнего возраста. Особое внимание, при этом, уделено «переломным» возрастам: в 1-2 года у малыша естественным считается наличие 3-4 страхов, 3-4 года (у мальчиков количество страхов снижается, у девочек усиливается, 6-7 лет (к страхам одиночества, смерти добавляются «социальные» : смерть близких) и 11-12 лет (к 16-18 годам страхи постепенно отступают).
Публикация «Детские страхи» размещена в разделах
Детские страхи обычно подразделяют на три вида: навязчивые, бредовые и сверхценные:
К навязчивым страхам причисляют многочисленные «фобии» : гипсофобия (боязнь высоты, агорафобия (страх открытого пространства). Эти страхи возникают у ребенка исключительно в определенных случаях.
К бредовым страхам относят страхи, источник которых не удается обнаружить (боязнь фрукта, обуви, каких-то определенных вещей). Эти страхи свидетельствуют о серьезных проблемах психики ребенка. Здесь уже срочно необходима врачебная помощь.
Сверхценные страхи — «идеи фикс» (страх «вызова» на уроке, заикание; боязнь «нечисти» и прочих «страшилок»; ужас при визите к врачу). Именно с этой категорией страхов (90 % всех случаев обращений) и работают в основном психологи.
Растет ребенок и вместе с ним меняются страхи. Если в три года ребенок боится бабы-яги, то к семи годам этот страх уходит и на его месте появляется другой, более социализированный: одиночества, темноты, публичного выступления.
Иногда страхи могут иметь сильно выраженный характер. В этом случае ребенок становится нервным, плаксивым, часто капризничает. Объяснения, что боятся нечего, как правило, оказываются безрезультатны. Как же помочь ребенку справиться со страхом?
Воспринимайте страхи ребенка естественно. Если они не сильны и не периодичны, просто «переключайте» ребенка на интересное занятие. Главное, чтобы малыш почувствовал уверенность, поддержку, понимание и родительскую любовь.
Прежде чем изучить страх, поддержите своего ребенка. Отнеситесь серьезно к его страхам, ведь для малыша чудище под кроватью самое что ни на есть настоящее! Признайтесь, что вас тоже пугает темнота или вам бывает не по себе, когда вы остаетесь одни в комнате. Ребенку очень важно знать, что он не один, что мама понимает и принимает его страхи. Вместе бояться будет интереснее и не так страшно.
Исследовать страх можно разными способами. Например, нарисовать его или вылепить из пластилина. Рисунок – это еще и «телеграф», с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка, но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир. Стоит подробно расспросить ребенка о «чудище», которое он нарисовал: как его зовут, где оно живет, чем любит заниматься, то есть познакомить ребенка с предметом его страха. Так мы узнаем как выглядит страх, как он пугает, где его «слабое» место, как можно защититься от страха; что он любит еще делать, как с ним подружиться. Когда то, что пугало становится известным – страх уходит сам собой.
Займите ребенка интересным делом. Психика предназначена для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям,в том числе тревожным, и они постепенно обрастают все новыми негативными образами
Если вас очень тревожат страхи вашего ребенка, то стоит обратиться к психологу, который поможет вашему малышу и вам справиться со страхами.
Игры и упражнения, которые помогут справиться с страхом.
Рисуем радугу силы. На альбомном листе бумаги ребенку предлагается нарисовать радугу с помощью пластилина. Сначала следует подготовить из разных кусков пластилина цветные шарики. Затем нужно предложить ребенку размазать шарики пластилина по листу бумаги, повторяя вслух: «Я сильный», «Я смелый».
Сочиняем сказку. Можно сочинить сказку вместе с ребенком о волшебном сундуке, на дне которого лежит то, что всегда побеждает разные страхи. Этот предмет ребенок должен придумать сам и нарисовать его на листе бумаги.
Сочиняем страшилку. Кто-то из взрослых должен начать, а ребенок должен прибавлять по предложению или слову. Например: «На улице ночь … На ночную прогулку вышла большущая собака… Она собиралась кого-нибудь укусить… и т. д.». Закончить страшилку необходимо смешно : «Неожиданно с неба спустился большущий торт. Собака завиляла своим хвостом, и все поняли, что она добрая, и дали ей кусочек торта».
«Художники – натуралисты» Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т. д.
«Дизайнеры» Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.
«Жмурки» Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.