Получи документы

Детский дизайн — перспективное направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Наталья Бурашникова
Детский дизайн — перспективное направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары

Чувашской Республики

Детский дизайн –

перспективное направление

художественно - эстетического развития

детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель

Бурашникова Н. В.

Чебоксары - 2013

Публикация «Детский дизайн — перспективное направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Требованиям центральной задачей образовательной области «Художественное творчество».

Современному педагогу (воспитателю, музыкальному руководителю, старшему воспитателю) необходимо овладеть культурой дизайна, знать, а главное уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания.

Детская дизайн - деятельность сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Еще недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского сада.

Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на наш взгляд, детская дизайн-деятельность.

Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является полное отсутствие научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях, методической литературы по детскому дизайну явно недостаточно.

Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Ярыгина, О. Кузнецова, Г. Давыдова, Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет.

Вплотную, на основе многолетних исследований, занимается проблемами детского дизайна кандидат педагогических наук Пантелеев Георгий Николаевич.

Именно он является автором единственной на сегодняшний день книги, основанной на многолетних научных исследованиях «Детский дизайн» и создателем нового раздела «Детский дизайн» базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л. А Парамоновой.

Только в этих двух общеобразовательных программах на сегодняшний день и нашел отражение раздел «Детская дизайн-деятельность».

Почему меня заинтересовала эта тема?

Во-первых, потому что наше дошкольное учреждение на протяжении ряда лет углубленно занимается вопросами художественного дизайна в детском саду и одной из годовых задач, поставленных перед педагогическим коллективом, стала задача повышения профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей средствами детского дизайна.

Во-вторых, это продиктовано моим личным интересом к проблеме: меня всегда привлекало рукоделие, стремление выполнить интересную поделку, аранжировку, творческую работу самой и научить этому моих воспитанников.

В-третьих, работая с детьми старшей группы по программе «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой, мною реализуется раздел «Детская дизайн-деятельность», который предполагает работу детей с бумагой (ажурные «вырезанки» : салфетки, снежинки, гирлянды, тканью и нитками (тканые коврики, плетеные салфетки, сувениры, игрушки, глиной, деревом, природным и искусственным материалом: (аранжировки из растений, камешков, ракушек, композиции из поролона, пуговиц) и т. д.

В-четвертых, в рамках систематически проводимых в ДОУ семинаров-практикумов и мастер- классов по темам: «Декупаж. Что это такое?», «Искусство батика», «Знакомимся с квиллингом», «Айрис-фолдинг» – техника радужного складывания», «Пластилинография» багаж моих теоретических знаний и практических умений значительно пополнился современными нетрадиционными техниками художественного дизайна.

В качестве методического обеспечения в своей работе широко использую книгу Г. Н. Пантелеева «Детский дизайн», в которой представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, что особенно ценно для нас, педагогов-практиков, а также даны ценные советы и рекомендации по организации детского дизайна в детском саду и дома.

При планировании работы с детьми по художественному дизайну мною активно используются следующие пособия и журналы: книга Г. Н. Давыдовой «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», «Детский дизайн. Пластилинография», А. В. Козлиной «Уроки ручного труда», журналы «Я – дизайнер», «Мистер Самоделкин», «Подарки своими руками» и др.

Так же стараюсь активно использовать Интернет-ресурсы, регулярно заходя на сайт Международного образовательного проекта «МАААМ. ru», «Город Мастеров» и др.

Следует отметить, что работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях : с детьми, родителями и педагогами. Более подробно остановлюсь на своей работе с детьми.

Основная цель, которую я поставила перед собой - создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

Имеются, так называемые «Полочки красоты», на которых представлены произведения декоративно-прикладного искусства России и Чувашии.

В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна : различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал (упаковочный картон, пластмасса, проволока и др., ткань и другие волокнистые материалы.

Примечательно, что совместную дизайн-деятельность в своей группе я провожу в форме «творческой мастерской», работа в которой, по решению Педагогического совета на тему: «Ребенок в мире дизайна», проводится в нашем детском саду, еженедельно, не менее одного раза в неделю.

Организуя детскую дизайн-деятельность в форме «творческой мастерской», мы подробно изучили рекомендации доктора психологических наук, Коротковой Н. А., которая разработала психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности в этой форме.

Отрадно, что в рамках сотворчества с детьми, организации партнерской деятельности поменялось и положение детей : дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. При организации дизайн-деятельности в форме творческой мастерской практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости, отдавая себе отчет в том, что непременным условием организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества.

Учитывая, что дети могут работать в разном темпе, не требую, чтобы дети закончили работу именно сегодня, договариваясь, что можно отложить ее на завтра, но обязательно довести начатое дело до конца. Так, например, над коллективной работой «Лето» мы трудились в течение недели.

На начальном этапе рассматривали картины известных художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, беседовали о выразительных средствах, используемых художниками для передачи состояния природы, наблюдали на прогулках и экскурсиях за красотой окружающей природы, устраивали «минутки красоты», используя «визирную рамку» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги, рассматривали красоту окружающих объектов.

Далее приступили к непосредственному изготовлению работы: заполнению контуров рисунка пластилиновыми шарикам разного цвета. Так появились замечательные, на мой взгляд, работы «Лето», «Снегирь на ветке рябины», «Сказочный замок».

В этой же технике, используя пластилиновые жгутики, воспитанники моей группы выполняли самостоятельно работы: «Кораблик», «Цветик-семицветик», «Золотая рыбка», «Озорной дельфин» и др.

Понимая, что визитной карточкой группы и показателем эффективности работы педагога, является наличие в интерьере группы детских работ, все рукоделия теперь украшают интерьер нашей группы «Закаляйка».

Считаю, что одним из существенных условий творческой активности является мотивация задания. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Другим не менее важным условием считаю бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую.

В рамках взаимодействия с семьей мною организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений. Заметно возросла активность родителей нашей группы в различных конкурсах: дизайн-проекте умывальных комнат «Чистые ладошки», конкурсе готовности участков к летнему оздоровительному периоду «Лето, красное будь со мной!», «Садик для Дюймовочки», конкурсе поделок из пластиковых бутылок «Волшебная бутылочка», «Для умелых ручек нет ненужных штучек» и др.

Примечательно, что в конкурсе снеговиков «Чудо-снеговик – 2013!» именно родители и воспитанники моей группы заняли по итогам голосования всех участников образовательного процесса почетные первое и второе места.

Обогатив свои знания и умения на мастер-классах и семинарах- практикумах в детском саду, меня очень заинтересовали техники: Квиллинг, Айрис-Фолдинг, Гельоширование, Печворк, Пластилинография методом выдавливания пластилина из медицинского шприца.

Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский дизайн — перспективное направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 21:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД