Галина Гуторова
Детский дизайн в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
Детский дизайн в
ДОУ
Сегодня в разнообразных программах и технологиях в системе дошкольного воспитания содержится большой объем информации, помогающей найти разнообразные подходы для развития индивидуальных способностей ребенка, в том числе и дизайнерских.
Публикация «Детский дизайн в ДОУ» размещена в разделах
Детский дизайн в последнее время становится популярным направлением развития дошкольников в условиях детского сада. Это вид художественной деятельности, посредством которой ребенок украшает и благоустраивает окружающую предметную среду.
В дизайн-деятельности развиваются :
— образные представления (образное мышление, воображение и др.);
— личностные качества (самостоятельность, инициатива);
— умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом;
— мелкая моторика;
— сенсорика (чувство цвета, формы);
— художественно-эстетические представления.
Задачи:
1. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
2. Развивать художественно-эстетический вкус.
3. Развивать самостоятельность и инициативу.
4. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Работу проводят в нескольких направлениях:
Первое направление: благоустройство игровых зон и центров в группе. Посредством игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр можно украсить кукольный уголок – вылепить посуду для кукол, нарисовать картину в уголок, вырезать коврик, сделать коробочки, подставки и другое.
Второе направление: оформление группы и помещений детского сада к праздникам и театрализованным мероприятиям. Дети будут оказывать посильную помощь в изготовлении декораций, костюмов, атрибутов, сувениров, подарков; в рисовании элементов украшения (цветочков, флажков и т. д.)
Основные методы и приемы работы:
— наблюдение в природе и окружающей среде;
— активизация внимания дошкольников на форме, цвете, материале предметов и объектов;
— активизация внимания дошкольников на композиции и замысле художественного произведения;
— демонстрация и рассматривание образцов художественного творчества;
— обыгрывание готовых изображений, поделок, оформлений.
Так как дизайн относится к художественно-эстетической деятельности, то особое внимание следует обратить на развитие художественного восприятия и эмоциональности, а также на формирование эстетического сознания.
Педагогическая ценность заключается не только в том, что дети изготавливают какие-то предметы, но и в том, что впоследствии они применяют эти предметы в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда, у них формируется эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта.
Важно дать возможность ребенку отойти от стереотипов, раскрыть свое творческое видение, поддержать в его начинаниях. Конечно, иногда дети ошибаются, и в результате получается не то, к чему они стремились. Не стоит торопиться с помощью или советом. Предоставьте ребенку самому найти выход из затруднительного положения. В такой ситуации часто возникают новые варианты решения проблемы, иногда с помощью других детей, что способствует развитию дружеских отношений среди детей группы.
Занятия дизайном объединяет и увлекает детей разных по темпераменту и характеру поведения. Подвижные, неусидчивые дети сначала только наблюдают за работой других детей, постепенно у них тоже возникает желание сделать свою поделку. Как правило, с ними надо начинать работу индивидуально, к коллективным занятиям он придет постепенно. Часто работы таких детей, впоследствии, отличаются своей неординарностью, чем привлекают внимание других воспитанников группы. Детей сближают общие творческие интересы. Таким образом, увлекательное занятие дизайном не только способствует расширению творческого потенциала детей и взрослых, но и помогает найти пути взаимодействия в повседневной жизни, что немало важно в современном сложном разобщенном мире. Уважаемые коллеги, занимайтесь творчеством совместно с детьми. Это не только поможет вам найти общий язык с молодым поколением, но и сделает вашу жизнь интересней.
Разработчик: Г. Д. Гуторова