Татьяна Смирнова
Детский исследовательский проект «Птицы — наши друзья».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы – наши друзья».
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно – исследовательский проект.
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», Художественная литература».
Продолжительность: октябрь – январь.
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы, музыкальный руководитель.
Публикация «Детский исследовательский проект „Птицы — наши друзья“,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Объект: птицы.
Предмет: птицы.
Объект: дети.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также э будет формироваться экологическая культура.
Этапы реализации проекта «Птицы – наши друзья!»
1. Подготовительный этап. (октябрь).
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист».
-подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
-приготовили оборудование для оформления экологической газеты о птицах нашего края;
-подготовили совместно с родителями сообщения о птицах;
-сделали опорные карточки с изображением птиц; -разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;
-подобрали серию мультфильмов о птицах.
2. Основной этап. (октябрь).
Работа с родителями:
-сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;
-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
Работа с детьми:
Ноябрь – декабрь - январь.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
2. Защита сообщений детьми о птицах.
Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.
Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
3. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми, просмотр мультфильмов.
1 неделя ноября:
Понедельник : ознакомление с природным окружением на тему: Птицы родного края.
Вторник: конструирование на тему «Птица».
Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».
Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».
Пятница: развитие речи «Чтение худ. произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».
Просмотр мультфильмов.
3. Акция «Покормите птиц зимой».
4. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих».
3 неделя ноября:
5. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.
3. Заключительный этап.
Выпуск экологической газеты «Берегите птиц!». Экологический праздник «Птицы – наши друзья».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,
№ 1.