Папки-передвижки

Детский оркестр как средство популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей

Юлия Мозгачева
Детский оркестр как средство популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация идеи развития и творчества направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Публикация «Детский оркестр как средство популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей» размещена в разделах

В нашем детском саду особая роль отводится задачам эстетического воспитания детей. Поэтому организация детского оркестра как средства популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей была выбрана не случайно. Музыкальным игрушкам и детским инструментам здесь отводится особая роль.

В рамках моделирования содержания системы музыкальных объектов в центрах музыкального воспитания групп детского сада мы исходили из позиции расширения ассортимента детских народных музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или маленький оркестр. Детские народные инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными, поэтому мы начали с того, что приобрели необходимые инструменты и сделали своими руками.

Обучение игре на детских русских народных музыкальных инструментах может строиться не только на традиционной методической основе, но и на игровом, познавательном материале. Особенности организации, основанные на игровых приемах, с использованием интегрированного подхода различных образовательных сфер раскрывают значительные педагогические возможности и вызывают у детей огромный интерес, повышая мотивационную составляющую обучения на музыкальном инструменте.

Все это способствовало созданию такой системы работы по созданию детского оркестра русских народных инструментов «Сударушка».

Цель:

- освоить простейшие навыки игры на русских народных инструментах;

- формировать навыки игры в ансамбле;

- способствовать развитию творческих музыкальных способностей детей;

- способствовать популяризации народной музыки и русских народных инструментов.

Работа проводилась организованно и последовательно, применялись, помимо игровых методов разнообразные формы и приё мы: показ иллюстраций, игрушек, использовались музыкально-дидактические игры, игры – путешествия.

Мы условно разделили эту работу на три этапа:

Первый этап – это система игр и игровых упражнений, которые направлены на обучающую составляющую игре на русском народном музыкальном инструменте, с демонстрацией игры на каждом из них.

На этапе ознакомления с музыкальным инструментом важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо выбрать правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. В ознакомлении с музыкальными инструментами мы часто использовали игры с персонажами.

Далее происходит непосредственное обследование инструмента, первые попытки звукоизвлечения, причем взрослый побуждает к определенным действиям, наигрывая веселую народную музыку на фортепиано или просто можно ее напевать. В системе ознакомительных игр, где по каждому инструменту обозначена задача, мотивационная составляющая (действия взрослого) и практические действия ребенка.

На втором этапе продолжается работа по ознакомлению с музыкальными инструментами и организация детского ансамбля, оркестра, где можно выделить три направления:

• В рамках музыкально-познавательной деятельности дети знакомятся с историей возникновения и развития русских народных инструментов, пробуждая тем самым интерес к народной музыке, инструментам.

• Обучении игре на музыкальном инструменте, где ребенок овладевает навыками правильно и уверенно держать выбранный инструмент, обращается особое внимание на умение правильно держать осанку и правильную постановку рук, непременно контролируя координацию движения рук и целесообразность мышечных движений.

• Формирование желания в дальнейшем играть в ансамбле или оркестре народных инструментов.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Использование различных увлекательных форм в познавательно-исследовательской деятельности, при изучении истории русских народных инструментов среди предметов народного быта дети совершают интересные «Путешествия в прошлое».

В театрализованной деятельности дети могут выйти на сцену под сопровождение инструмента определяющего характер персонажа, а в продуктивной деятельности дети сами изготавливают простейшие музыкальные инструменты из разных материалов (дудочки, свистульки) на которых они потом играют.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

Обращается внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на разных музыкальных инструментах (колокольчике, треугольнике). Именно в рамках этой ассоциации параллельно с основной работой по обучению игре на музыкальных инструментах проводилась работа по музыкально-педагогическому проекту «Звуки вокруг нас», где дети погружались в мир звуков природы: трель птички, журчание ручейка, шуршание осенней листвы, шум водопада, дождя, рокот вулкана и т. п. А также деятельности человека: шум мотора, стука колес паровоза и другие. Вместе с тем проводилась некая параллель, связь со звуками музыкальных инструментов в сравнении по высоте, темпу, тембру, по мелодичности, и по продолжительности. В течение всего проекта дети не только были активными исследователями разнообразия мира звуков, но и получали яркие впечатления от возможности синтезировать разные источники природных звуков и звучания музыкального инструмента. Это и пение птиц с колокольчиками или шум дождя с бубном, барабаном. Впечатления, полученные от такой деятельности, дети проецировали в свои рисунки, была оформлена выставка «Я вижу голос», оформлены альбомы «Народные музыкальные инструменты», «Голоса природы», собрана аудиотека звуков. Были подобраны и разучены песни о звуках и танцевальные номера, связанные с выполнением движений с игрой на музыкальном инструменте, изображения источника звука (капельки капают на ладошку, в воду). Все это прямо или косвенно влияет на качество исполнения игры на музыкальных инструментах, способствуют обогащению детского опыта и являют собой мощный мотивировочный механизм.

В рамках обучения игре на детских музыкальных инструментах особое внимание уделялось преодолению излишней застенчивости, скованности детей. Так как в процессе игры, ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети учатся взаимодействовать.

Формирование навыков сценического поведения и игры в ансамбле отражается на эмоциональной сфере ребёнка, которая обогащается постоянным общением с народной музыкой. Знакомство детей с популярными народными мелодиями в исполнении известных музыкальных коллективов, развивает умение слушать и узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов, а так же выбор своего репертуара – это главные направления работы на третьем заключительном этапе.

Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат в аудио- и видеозаписи в исполнении оркестра народных инструментов, ансамблей народной музыки и танца. В нашем детском саду имеется музыкальная коллекция народной музыки, как в исполнении музыкальных коллективов разного состава, так и солистами.

Учитывая, что в ансамбле воспитанники играют на русских народных инструментах, то совершенно естественно, что и репертуар должен в основном состоять из мелодий народных песен и танцев. Мы включаем в репертуар и произведения русских и современных композиторов в народном стиле. Целенаправленный подбор музыкальных произведений для исполнения детским коллективом способствует активизации творческого роста его участников.

Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях. Знакомство детей с новыми произведениями, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в ансамблевой группе – все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для их общего музыкального развития. В нашем репертуаре, как правило, произведения, состоящие из нескольких частей с переменным ладом и с переменой тональности. Необходимо разучивать каждую часть отдельно, а затем отрабатывать соединение частей, добиваясь ансамблевого звучания и характера исполняемого произведения.

Большое удовольствие детям доставляют «публичные» выступления, нет необходимости настраивать ребят выходить на сцену, соответственно вести себя, уметь справляться с концертным волнением, так как эта работа начинается с самого начала на этапе ознакомления с инструментом и вырабатывается уже к заключительному этапу. При организации оркестра мы не ставим целью отобрать не замкнутых, раскованных детей, главный критерий – это желание самого ребенка.

Дети искренне радуются каждому выступлению и удачно исполненному ими произведению. Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями народной музыки.

Публикации по теме:

Кружок «Волшебная бумага» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольника. Для эстетического.

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский оркестр как средство популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей
Опубликовано: 28 января 2015 в 15:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский оркестр как средство популяризации народной музыкальной культуры и развития творческой фантазии детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мозгачева (УИ 303404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД