Получи документы

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве

Татьяна Гейнце
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Публикация «Детский сад и семья в едином образовательном пространстве» размещена в разделах

Правовую основу взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников вы можете увидеть на слайде.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи образовательной организации должны быть ориентированы не только на удовлетворение потребности семьи, но и на объединение усилий детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребёнка.

Исследователи проблем взаимодействия отмечают, что успех сотрудничества возможен при следующих условиях:

- родители доверяют педагогам;

- создана общая установка на совместное решение задач целостного развития ребёнка;

- выработана общая стратегия сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.

Из практики нашей работы определены следующие проблемы педагогов и родителей в совместном сотрудничестве с целью развития ребенка.

«Проблемное поле» родителей:

Прохождение ребенком и родителями адаптации к ДОО

Формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Обеспечение преемственности по организации питания в ДОО и в условиях семьи

Обеспечение преемственности по организации режима в ДОО и в условиях семьи

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Создание условий развития ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Организация развивающей образовательной среды в условиях семьи

«Проблемное поле» воспитателей:

Установление доверительных отношений с родителями воспитанников группы

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и успешного прохождения адаптации к ДОО

Объединение усилий всех сотрудников ДОО для оптимизации детско-родительских отношений

Были определены основные направления взаимодействия с семьёй, которые представлены на слайде.

Вашему вниманию представим совместную работу с семьями воспитанников по данным направлениям.

1. Информационно-аналитические: изучение «социального паспорта» семей воспитанников группы; изучение запросов родителей воспитанников, определение «проблемного поля» по вопросам развития детей раннего и младшего дошкольного возраста; изучение мнения родителей воспитанников группы о качестве работы дошкольного учреждения за учебный год.

На основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно - образовательном процессе, видят ценность любой работы детской образовательной организации. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса, привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Досуговые формы

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Родители являются активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду : музыкальные поздравительные открытки (к юбилею ДОО, ко дню рождения воспитателей группы, к празднику 8 марта).

В апреле 2019 года наши воспитанники (4 ребенка) и их родители приняли участие в муниципальном конкурсе театральных постановок «Театральная весна» в номинации «Взрослые и дети».

В группе сложились свои традиции: ежегодное проведение праздничных концертов ко Дню матери «Мама милая моя»; совместные творческие конкурсы «Что нам осень принесла», «Новогодний фонарик», «Новогодняя открытка», «Рукавичка», «Конкурс снеговиков»; совместные образовательные проекты «Времена года»; театральные постановки для детей по инициативе «Красная Шапочка», «Колобок», «Теремок» (сказку «Теремок» родители показывали для детей всего детского сада); участие родителей в тематических утренниках в роли сказочных персонажей «Осень золотая в гости к нам пришла»…. (хочется отметить, что организатором всех этих утренников была мама нашей воспитанницы); пополнение развивающей предметно-пространственной среды (изготовление физкультурных пособий, пособий для развития мелкой моторики рук); участие в мероприятиях по благоустройству территории дошкольного учреждения.

3. Познавательные формы сотрудничества с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей (совместная проектная деятельность детей и взрослых, групповые родительские собрания, акции, мастер-классы).

При организации сотрудничества с семьёй необходимо помнить, что родитель нуждается в знаниях и развитии способностей установления связи между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей достигнуть понимания ребёнка. Ребёнок нуждается в образованных родителях.

Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, психолог музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей в равной степени ответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями: - занятия, совместная деятельность с участием родителей;

- мастер – классы «Поделись улыбкою своей», «Матрешка»,

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни добрых дел, Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно - развивающей среды; утренние приветствия; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; тренинги; семинары – практикумы; родительские гостиные;

В результате повышается уровень воспитательно - образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

4. Наглядно-информационные формы (через официальный сайт ДОУ в сети Интернет, информационные стенды для родителей, тематические папки, рекомендации и другие).

Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки – передвижки «Быть здоровым», «По совету всему свету»,

- семейные и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Один день из жизни детского сада».

- фотомонтажи «Наше веселое лето», «Береги природу», «В кругу семьи»,

- фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мамочка моя»,

- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Я и папочка»,

-эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

- копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной.

Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую рубрику: «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети» «Благодарим», «Это интересно», «Внимание!», «Сегодня, Завтра, Послезавтра», «Наши занятия», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донеси до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

В конце учебного года подводятся итоги работы с родителями за учебный год; проводится анкетирование «Детский сад глазами семьи» с целью изучения мнения родителей (законных представителей) воспитанников группы о качестве работы дошкольного учреждения за учебный год.

Положительными результатами совместной работы с родителями являются:

благоприятный психоэмоциональный настрой родителей при взаимодействии со специалистами и педагогами;

родители (законные представители) воспитанников являются активными и равноправными участниками образовательных отношений в ДОУ;

использование разнообразных форм работы с семьёй;

увеличение количества индивидуальных запросов со стороны родителей по вопросам воспитания и развития ребенка (как факт установления эмоционального контакта между воспитателями и родителями);

расширение психолого-педагогических представлений родителей о специфике дошкольного детства, формирование умений конструктивного взаимодействия и общения с ребенком;

рост активности родителей в жизни группы и дошкольной организации;

творческая инициатива родителей в проведении совместных мероприятий;

успешное прохождение детьми адаптации к детскому саду;

высокий уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью МАДОУ и качеством дошкольного образования;

«открытость» дошкольного учреждения для родителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого – педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Публикации по теме:

Семья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAMСемья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAM Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Думаю, что все согласятся со мной - работа с семьями воспитанников была и остаётся одной.

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин»Организация сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Магазин» Эти сюжетно-ролевые игры наиболее близкие детям по сюжету и игровым действиям - с этими ситуациями они сталкиваются в жизни каждый день.

Ориентировка в пространстве и на плоскости Учить ориентироваться в квартире, подъезде, на улице. Учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию взрослому, словесной просьбе.

Презентация «Детский сад — одна семья, будем вместе: ты и я»Презентация «Детский сад — одна семья, будем вместе: ты и я» Наш любимый детский сад! Он всегда нам очень рад! Утром весело встречает, Всех на завтрак приглашает, На прогулку нас ведёт, И танцует,.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Конспект родительского собрания «Семья и детский сад — сотрудничество и партнёрство» Добрый день, уважаемые родители. Большое спасибо, что нашли время для нашей встречи. Детский сад и семья – это два социальных института,.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Опубликовано: 13 марта 2020 в 11:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский сад и семья в едином образовательном пространстве» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гейнце (УИ 331505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД