Татьяна Гейнце
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Публикация «Детский сад и семья в едином образовательном пространстве» размещена в разделах
Правовую основу взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников вы можете увидеть на слайде.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи образовательной организации должны быть ориентированы не только на удовлетворение потребности семьи, но и на объединение усилий детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребёнка.
Исследователи проблем взаимодействия отмечают, что успех сотрудничества возможен при следующих условиях:
- родители доверяют педагогам;
- создана общая установка на совместное решение задач целостного развития ребёнка;
- выработана общая стратегия сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.
Из практики нашей работы определены следующие проблемы педагогов и родителей в совместном сотрудничестве с целью развития ребенка.
«Проблемное поле» родителей:
Прохождение ребенком и родителями адаптации к ДОО
Формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка
Обеспечение преемственности по организации питания в ДОО и в условиях семьи
Обеспечение преемственности по организации режима в ДОО и в условиях семьи
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Создание условий развития ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
Организация развивающей образовательной среды в условиях семьи
«Проблемное поле» воспитателей:
Установление доверительных отношений с родителями воспитанников группы
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и успешного прохождения адаптации к ДОО
Объединение усилий всех сотрудников ДОО для оптимизации детско-родительских отношений
Были определены основные направления взаимодействия с семьёй, которые представлены на слайде.
Вашему вниманию представим совместную работу с семьями воспитанников по данным направлениям.
1. Информационно-аналитические: изучение «социального паспорта» семей воспитанников группы; изучение запросов родителей воспитанников, определение «проблемного поля» по вопросам развития детей раннего и младшего дошкольного возраста; изучение мнения родителей воспитанников группы о качестве работы дошкольного учреждения за учебный год.
На основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно - образовательном процессе, видят ценность любой работы детской образовательной организации. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса, привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2. Досуговые формы
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Родители являются активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду : музыкальные поздравительные открытки (к юбилею ДОО, ко дню рождения воспитателей группы, к празднику 8 марта).
В апреле 2019 года наши воспитанники (4 ребенка) и их родители приняли участие в муниципальном конкурсе театральных постановок «Театральная весна» в номинации «Взрослые и дети».
В группе сложились свои традиции: ежегодное проведение праздничных концертов ко Дню матери «Мама милая моя»; совместные творческие конкурсы «Что нам осень принесла», «Новогодний фонарик», «Новогодняя открытка», «Рукавичка», «Конкурс снеговиков»; совместные образовательные проекты «Времена года»; театральные постановки для детей по инициативе «Красная Шапочка», «Колобок», «Теремок» (сказку «Теремок» родители показывали для детей всего детского сада); участие родителей в тематических утренниках в роли сказочных персонажей «Осень золотая в гости к нам пришла»…. (хочется отметить, что организатором всех этих утренников была мама нашей воспитанницы); пополнение развивающей предметно-пространственной среды (изготовление физкультурных пособий, пособий для развития мелкой моторики рук); участие в мероприятиях по благоустройству территории дошкольного учреждения.
3. Познавательные формы сотрудничества с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей (совместная проектная деятельность детей и взрослых, групповые родительские собрания, акции, мастер-классы).
При организации сотрудничества с семьёй необходимо помнить, что родитель нуждается в знаниях и развитии способностей установления связи между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей достигнуть понимания ребёнка. Ребёнок нуждается в образованных родителях.
Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, психолог музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей в равной степени ответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями: - занятия, совместная деятельность с участием родителей;
- мастер – классы «Поделись улыбкою своей», «Матрешка»,
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни добрых дел, Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно - развивающей среды; утренние приветствия; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; тренинги; семинары – практикумы; родительские гостиные;
В результате повышается уровень воспитательно - образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
4. Наглядно-информационные формы (через официальный сайт ДОУ в сети Интернет, информационные стенды для родителей, тематические папки, рекомендации и другие).
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки – передвижки «Быть здоровым», «По совету всему свету»,
- семейные и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Один день из жизни детского сада».
- фотомонтажи «Наше веселое лето», «Береги природу», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мамочка моя»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Я и папочка»,
-эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной.
Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую рубрику: «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети» «Благодарим», «Это интересно», «Внимание!», «Сегодня, Завтра, Послезавтра», «Наши занятия», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донеси до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
В конце учебного года подводятся итоги работы с родителями за учебный год; проводится анкетирование «Детский сад глазами семьи» с целью изучения мнения родителей (законных представителей) воспитанников группы о качестве работы дошкольного учреждения за учебный год.
Положительными результатами совместной работы с родителями являются:
благоприятный психоэмоциональный настрой родителей при взаимодействии со специалистами и педагогами;
родители (законные представители) воспитанников являются активными и равноправными участниками образовательных отношений в ДОУ;
использование разнообразных форм работы с семьёй;
увеличение количества индивидуальных запросов со стороны родителей по вопросам воспитания и развития ребенка (как факт установления эмоционального контакта между воспитателями и родителями);
расширение психолого-педагогических представлений родителей о специфике дошкольного детства, формирование умений конструктивного взаимодействия и общения с ребенком;
рост активности родителей в жизни группы и дошкольной организации;
творческая инициатива родителей в проведении совместных мероприятий;
успешное прохождение детьми адаптации к детскому саду;
высокий уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью МАДОУ и качеством дошкольного образования;
«открытость» дошкольного учреждения для родителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого – педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.