Татьяна Папыгина
Детский совет как форма поддержки детский инициативы, самостоятельности и любознательности
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим жизнь группы
Задачи «детского совета»
1) Создать положительный эмоциональный настрой на весь день
2) Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых
Публикация «Детский совет как форма поддержки детский инициативы, самостоятельности и любознательности» размещена в разделах
3) Развивать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично
4) Развивать умение отстаивать свою точку зрения
5) Развивать навык детей делать осознанный ответственный выбор
6) Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности
Организуем «Детский совет» в утреннее время,
чаще всего в понедельник.
Однозначно закрепленной структуры нет.
Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.
- Ритуал (это место сбора, сигнал сбора, правила поведения при обсуждении). Позволяет объединить детей на совместную деятельность без усилий на дисциплину;
- Беседа на свободную тему. В процессе беседы естественным образом формируются коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, вести диалог, обмениваться новостями, строить монолог, умение аргументировать своё суждение;
- Совместное планирование дня, события, прогулки
Детский совет может длиться, в зависимости от
возрастной группы и ситуации,от 5 до 20 минут. Жесткой
рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
В нашей группе с помощью детского совета решаются многие текущие вопросы:
- Чем интересным можно заняться в рамках тематической недели
- Какая тема будет у нового проекта
- Какой выносной материал по сезону целесообразней взять для прогулки
- Где и какой разместить центр активности
- Какие песни и танцы приготовить к предстоящему празднику
- Как и чем украсить группу
- Какие подарки приготовить к предстоящему празднику
Во время «детского совета» идет бурное обсуждение будущих подарков для пап, дедушек и братьев ко Дню защитников Отечества. Сначала дети выбирают заинтересовавшие их работы, а затем с помощью голосования делают свой выбор.
Детский совет дает возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. В понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».
Новости:
- не регламентируются (только по одной новости или только хорошие новости)
- не вытягиваются насильно (Яна, мы еще не слышали твоих новостей)
- не запрещаются (Нет, мы об этом не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом говорить).
- принимаются как факт.
Обмен новостями - очень важная часть. Как правило, дети стремятся к общению, и большинство приходят в детский сад с огромным багажом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Стараемся внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. Стимулируем детей вопросами - какое у вас
настроение? - у кого утро доброе? - кто хочет поделиться новостями?
Прогулка пройдет интересней и эффективней, если дети сами решат, кто и за что сегодня будет отвечать (порядок на участке, вынос игрового материала, отметить погоду); выберут подвижную игру; решат что на данный момент им наиболее интересно в поисково - исследовательской деятельности (сегодня выпал первый снег, был первый заморозок и т. д.).
В рамках «Детского совета» дети принимают участие в планировании совместной и самостоятельной деятельности. Все идеи вносятся в общий план, что придает им в глазах детей особое значение, и фиксируются на доске с помощью моделей или эмблем.
В конце недели проводим итоговый сбор, на котором предъявляем индивидуальные достижения и общие итоги работы, обсуждаем, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели, намечаем последующие шаги (перспективы развития).