МААМ-картинки

Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Мария Балашова (Малеева)
Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Спорт, физическая культура - одни из самых эффективных средств в профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины.

В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять и углублять:

Публикация «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ» размещена в разделах

сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическая культура» :

• - расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

• -совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

• - развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка - будущего туриста;

• - способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

• - формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

Разработке вариативной программы по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода «Путешествие по сказочному лесу» могут быть использованы игры из раздела программы Л. Н. Волошиной «Футбол». Юные «туристята» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы «Теннис», преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода «Следопыты» игры поискового характера организовывались, с опорой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «туристятам» помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» - для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки-похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т. д.

Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной воспитатели ДОУ используют на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой : «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта.

Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских : приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.

Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам:

«К тайнам природы»;

«В мире сказок и приключений»;

«Лесной стадион»;

«Туризм и экология»;

«Памятники истории и культуры»;

«Семейный туризм»;

«Туристская кольцевая ДОУ».

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог - родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм - это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду - это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха. Которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

Предлагаем Вашему вниманию творческие наработками в теоретической подготовке детей на занятиях познавательного цикла на тему «Туризм».

Основы физической подготовки «туристят»

1. Развитие силы:

• -с сопротивлением партнера (упражнения в парах);

• -с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком);

• -с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);

• -с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);

• -с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).

2. Задачи силовой подготовки

• -наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;

• -чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;

• -регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.

3. Развитие ловкости.

Задача: совершенствовать координацию движений.

Средства: игры - мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.

4. Развитие выносливости - одно из важнейших качеств туриста.

Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

• -переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

• -наблюдение в природе и сбор природного материала;

• -беседа о лесе;

• -выполнение имитационных движений;

• -комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

• -самостоятельные игры (на привале).

Структура и примерное содержание прогулки - похода в лес для детей 5 - 7 лет

1 часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

2 часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

3 часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических

упражнений (25-30 мин.).

4 часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.). V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.

Были разработаны правила поведения во время туристских походов :

• -строго подчиняться воспитателю;

• -без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;

• -не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

• -оставлять место отдыха всегда чистым.

Инструкция по охране жизни и здоровья детей:

-туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

• -с детьми идут не менее двух взрослых;

• -одежда дошкольников должна соответствовать сезону;

• -каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

• при переходе улиц, больших дорог, перекрестков, необходимо соблюдать правила дорожного движения;

• -в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

- расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

-совершенствовать естественные виды движении и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

- развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка- будущего туриста;

- способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

-формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

В своей работе коллектив ДОУ опирался на следующие программы:

- программа «Радуга» (автор- коллектив сотрудников лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства образования РФ руководитель- кандидат педагогических наук Т. Н Доронова)

- парциальная программа «Играйте на здоровье» (авторы Л. Н. Волошина, ТВ. Курилова)

Программа «Радуга», как целостная система воспитания, развития и обучения детей, свой красный цвет дошкольного детства отдает самому важному предмету воспитания - физической культуре. Согласно программе, ребенок должен почувствовать и полюбить движение, что поможет ему приобщиться к спорту, а значит, к здоровому образу жизни.

Организуя прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных) в природное окружение, создали условия для реализации природной активности, потребности в самоутверждении, предоставили ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников приемы здорового образа жизни.

Участие в апробации парциальной программы «Играйте на здоровье» позволило найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки - похода «Путешествие по сказочному лесу» были использованы игры из раздела программы: футбол. Юные туристята попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы - «Теннис», преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочной Бабуси - Ягуси, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка - мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки - похода «Следопыты», игры поискового характера организовывались, опираясь на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок - походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов: лыжи, санки, хоккей, скольжение по ледяным дорожкам. В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» туристятам помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» - для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки - похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т. д.

Игры с элементами спорта из программы включаем в физкультурные занятия по единому сюжету «Мы туристы», которое проводится в виде игры под сюжетный рассказ воспитателя. В час двигательной активности на длительном привале, включаем игры и соревнования с туристской тематикой : «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта.

Первые прогулки - разведки показали положительное влияние леса на самочувствие детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристских : приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пластиковые мини - лыжи, снегоступы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.

Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатывали по темам:

- «К тайнам природы»;

- «В мире сказок и приключений»;

- «Лесной стадион»;

- «Туризм и экология»;

- «Памятники истории и культуры»;

- «Семейный туризм»;

- «Туристская кольцевая ДОУ».

Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников. Убедились, что туризм - это нечто большее, чем отдых. Туризм - это школа жизни, школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО «Организация физкультурно-оздоровительной работы» Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием ИКТ Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием ИКТ Подготовила: Инструктор по физической культуре Казачкова Евгения.

Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие.

Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Спорт, физическая культура - одни из самых эффективных средств в профилактики.

Доклад к педсовету «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Направления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенс-твованию.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с точки зрения взаимодействия физинструктора и педагога. По авторитетному мнению Смирнова.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика — здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы» Мастер – класс «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы». Курдюмова Н. В., музыкальный.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня Утренняя гигиеническая гимнастика рассматривается как один из важнейших элементов организации двигательного режима детей, решая следующие.

Система физкультурно-оздоровительной работы Рабочая программа по физическому развитию ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Система физкультурно-оздоровительной работы Блоки ФОР Содержание ФОР Периодичность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ
Опубликовано: 18 марта 2019 в 05:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД