Приложение МААМ

Детско-родительская игра «Школа понимания»

Алла Низамутдинова
Детско-родительская игра «Школа понимания»
▼ Скачать + Заказать документы

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии.

Описание группы: родители и дети старшего дошкольного возраста специальной коррекционной группы, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Публикация «Детско-родительская игра „Школа понимания“» размещена в разделах

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Занятие проводят два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Используется колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

• определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;

• формирование группы как целое;

• формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;

• формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

Ведущий: Здравствуйте дорогие родители и дети. Я рада вас приветствовать на нашем тренинге "Школа понимания". Сегодня нам предстоит узнать много интересно о ваших семьях и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.

Упражнение 1 «Знакомство»

Цель: сближение участников группы

Ведущий: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого он окажется в руках, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, то сидит справа от меня.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляется и говорит, что он любит делать больше всего. То же самое делают дети, представляя себя, называя свое имя и рассказывая, что они любят делать больше всего.

Ведущий: Ну, вот мы все и познакомились, а сейчас давайте подарим друг другу частичку себя. Просто повернемся и улыбнемся соседу справа.

Упражнение 2 "Подари улыбку"

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

Дети и родители, сидя в кругу, поворачиваются друг другу и улыбаются.

Упражнение 3 "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

Задачи:

• создание атмосферы доброжелательности и доверия;

• сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;

• снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;

• повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

Упражнение 1 "Найди свой лепесток"

Ведущий: Как стало тепло и уютно у нас в зале от ваших улыбок. Но все же чего - то не хватает, давайте немного украсим наш зал. Чтоб он стал более ярким и красочным.

Инструкция: " На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика - семицветика". Вы сами должны решить, кто будет собирать лепестки, а кто клеить. Вы можете сделать это вместе, главное, чтоб лепестков у цветочка было ровно семь и все они были разных цветов.

Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

Упражнение 2 "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

• У маленькой Сани санки едут сами

• Дятел дерево долбил стуком деда разбудил

• На крыше у Шуры жил журавль Жура

• До города дорога в гору, от города – с горы

• У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

• На дороге с утра тарахтят трактора.

• На гармони громко заиграл Ерёмка.

• Боря Ире дал ириску. Ира Боре - Барбариску.

• До города дорога в гору, от города - с горы.

• Жутко жуку жить на суку.

• Макара укусил комар. Прихлопнул комара Макар.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Цапля с синицей стали за стол садиться. Наелись мясца, напились водицы.

• Цыплята и курица пьют чай на улице.

Упражнение 3 "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее, где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

• актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;

• расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;

• формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;

• обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;

• формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Упражнение 1 "Эмоции"

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации. Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

Упражнение 2 "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

• закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

• формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;

• актуализация позитивного опыта общения с ребенком;

• оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

Этюд-беседа "Самый веселый день с моим ребенком"

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе, и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

Упражнение 1 "Цветик-семицветик"

Цель: формирование умения взаимодействия, умение договаривать и совместно выполнять работу, формирование чувства сопереживания друг за друга.

Ведущий: наши цветочки не простые. Они имеют волшебное свойство -исполнять желания. Каждый человек о чем - то мечтает. Давайте сейчас все напишем на лепестках цветов свои желания. Только как быть, ведь листочков всего 7 и вы должны будете каждый загадать только 3 желания, а что делать с оставшимся 1 лепестком, кто будет писать желание на нем?

Упражнение 2 "Загадай желание"

Цель: формирование умение слушать другого, приблизить к внутренним потребностям и желаниям ребенка и взрослого, развитие сотрудничества, признание права ребенка на выбор. Дети и взрослые загадывают желания: ребенок - 3, родитель - 3, а одно совместное.

Обсуждение желаний.

3) Завершение игры. Участники по кругу передают свечу и отвечают на вопросы:

• чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые, что понравилось (взрослые и дети);

• что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);

• Ваши пожелания.

В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми.

Список литературы:

1. Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Речь, 2005. – 190с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2001. – 220с.

3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

Публикации по теме:

Планирование психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Работа с детьми. Годовой план на 2013–2014 год ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № Содержание работы Сроки 1 Первичная диагностика вновь поступающих.

Презентация для родителей на тему «Всестороннее воспитание ребенка в игре» Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительская игра «Школа понимания»
Опубликовано: 30 января 2014 в 12:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительская игра «Школа понимания»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Низамутдинова (УИ 186505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД