МААМ-картинки

Детско-родительские отношения в семье (часть 1)

Ольга Романова
Детско-родительские отношения в семье (часть 1)

Часть 2

Родительство это довольно противоречивое состояние человека, поскольку с одной стороны, каждый родитель признает уникальность своего ребенка, а с другой ребенок выступает предметом воспитания, заботы, подчас развития нереализованных желаний родителей [3].

К вопросу о детско-родительских отношений неоднократно обращались отечественные и зарубежные ученые (Роджерс К., Винникотт Д., Кляйн М., Спиваковская А. С., Захаров А. И., Столин В. В., Личко А. Е. и др.).

Публикация «Детско-родительские отношения в семье (часть 1)» размещена в разделах

Для ребенка семья это огромный мир. В семье ребенок усвает основные правила, нормы поведения, ценности, способы взаимоотношениями с социумом [5].

Варга А. Я. [3], Столин В. В. [17] отмечают, что родительские отношения – это система различных чувств к ребёнку, стереотипов поведения, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Смирнова Е. О. пишет, что для развития положительных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком [15].

Актуальность темы является несомненной не только с точки зрения науки, но и психологической грамотности родителей, разнообразия проблем, возникающих в семьях.

Поскольку взрослый занимает важнейшее положение в жизни, развитии ребенка, то проблема взаимоотношений взрослого и детей является в психологии одной из основных

Сейчас достаточно популярны модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Гордон Т., Джайнотт Х., Марковская И. М.) [9].

Фельдштейн Д. И. также отмечает, что проблема взаимоотношений взрослых и детей приобрела особое положение [19], т. к. современные родители перекладывают некоторые обязанности по воспитанию на различные образовательные учреждения, что приводит к усиливающейся потребности в общении со взрослыми со стороны детей. Родители проявляют заботу в отношении материальной стороны (одежда, питание, всевозможные гаджеты, но оставляют ребенка без общения, что приводит к чувству одиночества у детей, у некоторых доходящее до отчаяния. Все это приводит снижению ценностей взаимоотношений.

Леонтьев А. Н. пишет, что во взаимоотношениях ребенка со взрослым скрыта успешность ребенка, его неудачи [11].

Известно, что потребности, желания, увлечения ребенка коррелируют с тем, как он общается с социумом, насколько социум позволяет ребенку проявлять себя.

Основа взаимоотношений взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития [5]. Взрослый не только создает зону ближайшего развития для психического развития ребенка, но и наполняет еее содержанием для того, чтобы ребенок освоил ее и перешел к «следующей» зоне ближайшего развития.

Валитова И. Е., Железнякова З. Р. Разработали модель взаимоотношений взрослого и ребенка, которая заключается в том, что взрослый является не только носителем культуры, но и посредник для передачи ее ребенку [2], [7].

Таким образом, роль взрослого заключается в том, что в совместной деятельности с ребенком он должен принимать так участие, чтобы организация и регуляция постепенно перешла в самоорганизацию и саморегуляцию ребенка.

Немаловажная роль во взаимоотношениях взрослого с ребенком отводится рефлексии, т. е. желания что-либо сформировать в ребенке, взрослому необходимо осознать обладает ли он этим, если нет, то как это преподнести ребенку.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что на процесс взаимодействия оказывает влияние не только представление взрослых о своем ребенке, о себе в роле родителя, но также и представление о своей роли в жизни ребенка.

Каждая семья обладает своей системой воспитания, не всегда она бывает осознанной, но всегда есть. К системе воспитания относятся цели, задачи, методы, приемы [4].

Традиционно выделяют несколько тактик воспитания:

• диктат;

• опека;

«невмешательство»;

• сотрудничество [18].

Диктат подразумевает систематическое поведение в виде инициативы и чувства собственного достоинства одного из взрослых членов семьи. Несомненно, родителям следует устанавливать некоторые границы, но при диктате, т. е. используя приказ, насилие взрослый сталкивается с сопротивлением ребенка. Сопротивление ребенка может иметь разные формы, начиная от обманов, лицемерия и заканчивая чувством ненависти к взрослому. Поэтому если при таком воспитании ребенка «ломают», то «ломаются» и ценные качества: самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства и др. авторитарность родителей может привезти к неуверенности в себе ребенка, тем самым происходит деформация в становлении личности.

Опека в семье – это такая система отношений, когда родители удовлетворяют все запросы ребенка, ограждают его от всевозможных трудностей и ему незачем прилагать усилия, чтобы получить что-либо. Таким образом, вопрос о формировании личности ребенка становится вторичной задачей, а родители не дают возможности ребенку подготовиться к жизни, что ведет в дальнейшем к неприспособленности, к срывам в переходном возрасте [17].

Несмотря на разницу в воспитании детей в диктате и опеке результат схож: дети не обладают самостоятельностью, инициативностью, не способны решать какие-либо вопросы и т. п.

Система воспитания «невмешательства» строится на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При такой системе существуют как бы два мира: мир взрослых и мир детей и ни те, ни другие не пересекают черту, разделяющую их [38].

Последняя тактика – тактика сотрудничества. Данная тактика основывается на опосредованности взаимоотношений в семье, т. е. постановлением общих целей, задач, организацией совместной деятельности, едиными ценностями и т. п.

При этом типе воспитания происходит преодоление эгоистического индивидуализма ребенка. Семья становится коллективом.

Помимо тактик воспитания принято выделять стили воспитания:

• демократический;

• авторитарный;

• попустительский [8].

Демократический стиль предполагает учет интересов ребенка. Иначе этот стиль называется стилем согласия.

Авторитарный стиль предполагает навязывание ребенку своего мнения, т. е. это стиль подавления.

Попустительский стиль предполагает предоставление ребенка самому себе.

Ребенок оценивает себя глазами взрослых, которые его воспитывают, поэтому его представления о себе могут быть искаженными.

Публикации по теме:

Масленичная неделя в дошкольном учрежденииМасленичная неделя в дошкольном учреждении Древняя Масленица языческий праздник проводов зимы проводилась на дни весеннего равноденствия. Но церковь из–за.

Праздник для детей «Эх, и широкая ты, Масленица!»Праздник для детей «Эх, и широкая ты, Масленица!» Древняя Масленица языческий праздник проводов зимы проводилась на дни весеннего равноденствия. Но церковь из–за.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детско-родительские отношения в семье (часть 1)
Опубликовано: 25 октября 2014 в 13:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД